главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
Дизайн как метадеятельность
эскиз и план исследования с элементами СМД-методологии
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
вернуться в раздел ш Дизайн : феноменология, методология, идеология  
содержание раздела ш Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами СМД-методологии  
       
  ВВЕДЕНИЕ:  
    Метадеятельностные доводы и поводы дизайна  
      комментарий (1): Дизайн в мировой и страновой (российской) системах разделения труда. Сопоставление  
      комментарий (2): "Вертикальные" и "горизонтальные" деятельности СРТ: роль в генезисе дизайна  
      комментарий (3): Дизайн и метадеятельности в системе разделения труда  
      комментарий (4): Логическое и историческое рассмотрение дизайна в СРТ  
        Лакуны (4.1) фрагмента "осмысление"  
        Лакуна (4.2) фрагмента "метадеятельностные позиции"  
        Лакуна (4.3) фрагмента "экран"  
        Лакуна (4.4) фрагменте "ответы"  
        Лакуна (4.5) фрагмента "вызовы и кризисы"  
         
  ФЕНОМЕНЫ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЕТАДИЗАЙНА  
    Явления и анатомия метадизайна
Метадеятельность: знаковые вещи и вещные знаки
Превращения дизайна в метадизайн
 
      Дизайн как деятельность
Дизайн как искусство
Дизайн как инженерия
 
    Авангард и метадизайн ХХ века  
       
  МЕТАДИЗАЙН: МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ  
    Рабочие онтологии, модели, объекты метадизайна
Метадизайн versus оргуправление, проектирование, политика
Функции и дисфункции оргуправления, проектирования и политики
 
        Оргуправление
Политика
Проектирование
 
      Метадеятельность: сферы, организационно-технические системы, акты
Цели и задачи позиционного взаимодействия метадеятельностей
Планкарта взаимодействия: кооперирование средств и конфигурирование объектов
 
       
  ИДЕЯ И ИДЕОЛОГИЯ МЕТАДИЗАЙНА  
    Пространства метадизайна
Объекты метадизайна
Конструкции метадизайна
 
       
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    системомыследеятельностный контур метадизайна  
       
       
       
     
     
Виталий СААКОВ
Дизайн как метадеятельность
эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии
 
     
  ВВЕДЕНИЕ
метадеятельностные доводы и поводы дизайна

 
Почти вековой возраст дизайна вполне повод взглянуть на него как на феномен, метод и идеологию, имевшие значимое место в истории ХХ века, а к ХХI собравшиеся в метадеятельностную форму. За прошлый век накопилось множество сюжетов, в которых именно дизайн выступил "причиной" и "почвой" позитивных изменений в различных областях и сферах: от отдельных производств до массовой культуры. Сумма подобных сюжетов подталкивает к предположению: дизайн середины ХХ века следует рассматривать не только как еще один сложившийся вид деятельности, но и как плацдарм деятельностей, производивших сдвижки, как в отдельных практиках, так и в системе разделения труда в целом(1). Под таковыми в первую очередь имеются в виду проектирование, оргуправление и политика. Данное эскизное исследование ставит своей целью показать, что к концу века сложившееся положение дел вокруг и в связи с дизайном было отрефлектировано, и в результате дизайн приобрел роль идейной "основы" взаимодействия метадеятельностных позиций в оценке кризисных ситуаций и в их преодолении.
Чтобы увидеть дизайн в подобной роли, его следует рассмотреть также через призму метадеятельности, соотносящей дизайн с оргуправлением, проектированием и политикой - вполне утвердившимися метадеятельностями нашего времени. И рассмотрев в подобной роли, ответить на следующие вопросы:
- что дополнительного и нового в отличие от оргуправления, проектирования и политики дизайн привносит в значение и функции метадеятельности?
- в чем состоит особенность дизайна в виде идейной "основы" взаимодействия в сравнение с другими, например, экологией или архитектурой?
- как возможен шаг от дизайна в виде идейной "основы" оргуправления, проектирования и политики к их специфической платформе?
Попыткой ответа на эти вопросы и служит данный эскиз и план исследования.
Первая его часть, "Феномен и феноменология", выделяет сюжеты, прямо и косвенно относящиеся к "странному" дизайну, не соблюдающему, а то и взламывающему предметно-профессиональные границы сложившихся практик. Внешне явление может трактоваться как размывание интеллигибельных границ между дизайном-метафорой и дизайном-термином (понятием), а внимательное рассмотрение обнаруживает за явлением динамичный комплекс различных видов деятельностей. Динамика комплекса такова, что непрерывно растет его экспансия в различные области практик и, более того, беспрестанно вводятся новые механизмы экспансии. Это обстоятельство позволяет поставить дизайн в ряд с инстанциями, ответственными за положение дел в мире. Гипотеза метадеятельности призвана объяснить, что позволяет дизайну принимать вызовы разного масштаба и рода и отвечать на них одновременно оргуправленческим, проектным и политическим образом. Для этого в соответствие с гипотезой "переписывается" история дизайна, его становление на Западе в первой трети прошлого века и эволюция на всем его протяжении, а также уточняется, на какой именно дизайн в 20-30-е ориентировалась Россия, и какой дизайн она пыталась восстановить в 60-70-е. Во второй части, "Методе и методологии", дана версия строения дизайна как метадеятельности. Западный дизайн возник вполне естественно, исторически, без специального на то проекта и плана. С некоторыми нюансами это обстоятельство относится и к его наиболее развитой, продвинутой форме - метадеятельности. Следовательно, в нее вошли и естественно сложившиеся компоненты, которые фиксировались и рефлектировались заинтересованными инстанциями как бы по воле случая. Соответственно, потенциально методологическая функция метадизайна не приобрела воспроизводимой устойчивой актуализации, а ее фрагментарная объективация неизбежно окрашивалась моментами случайности. Постольку вторая часть представляет собой вариант доводки организационной формы метадизайна и ее содержательно-смыслового наполнения, выявленных на основе предложенной гипотезы, до некоторого методологического значения.
Российский дизайн в отличие от западного был спроектирован и планомерно развернут. Соответственно, его искусственный, организационно-проектный характер, максимально учитывающий слабость и разрывы отечественной исторической традиции, отсутствие необходимых дизайну институтов и контекстов, а также многое другое, изначально предопределил советскому российскому дизайну исключительно метадеятельностный характер. Это предопределение касалось любого организационного уровня дизайна - его сферы деятельности в целом, различных организационно-технических систем и отдельных актов.
Чтобы достичь подобной системности, ставка была сделана на методологическое оснащение дизайна, а значит, на передачу всем его организационным уровням соответствующих рабочих онтологий, моделей и объектов вкупе с техниками оперирования ими. Следовательно, наряду с проектным инструментарием советский дизайн по необходимости "вооружался" и как межведомственный оргуправленец, и как надотраслевой политик. Таким образом, можно констатировать, что советский дизайн, как и в 20-30-е вновь оказался мировым авангардом проектной и организационной культуры, но уже в метаплане.
Это важное обстоятельство позволяет "обернуть" схему проекта российского дизайна на современный мировой и, тем самым, проанализировать его "синтетические" - одновременно оргуправленческие, проектные и политические - решения о выборе своих плацдармов и устремлений. Подобный анализ предпринят с целью прорисовки планкарты соответствующего позиционного взаимодействия как основы специфической платформы политических, проектных и оргуправленческих решений.
В третьей части, "Идея и идеология", уточняются положения исходной гипотезы, и расширяется область ее значений. Гипотеза уточняется на материале, соотносящем методологические и предметно-профессиональные средства и соответствующие им пространства, объекты и конструкции. Уточнение позволяет выдвинуть идею дизайна в виде особой логистики - как следование сформулированным в предыдущей части правилам конфигурирования знаковых и вещных образований. Согласно этим правилам и вопреки распространенному представлению, дизайн смещает акцент с фокуса задач проектирования на фокус задач реализации. Подобная логистика суть оборотная сторона конфигурируемых образований, подлежащих дизайну - не иначе как межкультурных, межинституциональных и междисциплинарных. Данная характеристика, одновременно логическая и ситуационная, лишний раз подчеркивает методологическую идею дизайна, специально заложенную в основы российского и "стихийно" проросшую в мировом.
Расширение гипотезы на ряд проблемных и кризисных контекстов и ситуаций современности, обусловленных межкультурной, межинституциональной и междисциплинарной проблематикой, позволяет сформулировать идеологические принципы и положения дизайн-логистики в плане ее аксиологии и аксиоматики. Здесь важно, что дизайн исторически возник как антикризисный инструмент (различных масштаба и локализации) и, следовательно, его внимание исходно было направлено на основную сторону и первопричину кризисных ситуаций - ценностную.
Конфликт ценностей разрешается дизайном преимущественно и благодаря работе над образами мира, былые составляющие которого вступают в противоречие по поводу его "безусловных" оснований. Смена мировоззренческой оптики у главного фигуранта обращения ценностей ведет к трансформации его позиционной структуры "проектирование-оргуправление-политика". В свою очередь ее трансформация ведет к изменению в социальном поле сложившейся логистики вещей и знаков - выразителей обращающихся в обществе ценностей. Скорректированная логистика выправляет чрезмерные диспропорции и дисбалансы в формах и способах приобщения к ценностям, возникающих у общественно значимых их благоприобретателей.
В Заключении предпринято эскизирование мыследеятельностного контура дизайна. Задача эскиза состоит в прорисовке перспектив дизайна в горизонте системомыследеятельностной (СМД) методологии. Опорой эскизу служит исторический факт становления отечественного дизайна при активном участии Московского методологического кружка (ММК). Кружок рассматривал дизайн в системе обособляющегося проектирования - деятельности, согласно методологическим представлениям, связанной с проблематикой развития.
Следовательно, "изнутри" сферы проектирования дизайн опосредованно включался во взаимосвязи с другими системами деятельностей, также, но по-своему, связанными с данной проблематикой. Это позволяет отнести методологическую разработку дизайна к специфическому этапу в строительстве Кружком корпуса СМД-представлений.
Поэтому корректно сопоставление роли и значения дизайна в истории отечественного методологического движения, например, с соответствующей ролью и значением организационно-деятельностных игр (ОДИ), которые в обоих случаях выступили результатом и продуктом СМД-методологии, а далее ее практикой.
Дизайн ранее ОДИ выступил методологическим конструктом и технологией со своим особенным набором практик, и, как позже ОДИ, на протяжении ряда лет содержательно и организационно "подпитывал" методологию Кружка. При этом ОДИ и ОДИ-образные формы на сегодня представляют учетное множество элементов оргуправленческих, проектных и политических практик, "дизайн-образные" же формы - множество неучтенное и неучитываемое. Постольку прорисовываемый СМД-контур дизайна - это возможность их учета с целью обозначения актуальных и потенциальных площадок оргуправления, проектирования и политики.
(дальнейший материал готовится к размещению)
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  комментарии к Введению  
  (1) Дизайн в мировой и страновой (российской) системах разделения труда. Сопоставление  
Объемное изображение той или иной деятельности, одновременно данное в ее феноменах (внешне явленных формах), методе (совокупности средств) и идеологии (ценностных установках и целевых приоритетах), наиболее достижимо в рамках представления о системе разделении труда (СРТ, П.Г.Щедровицкий, 2011-2014). Следовательно, говоря о дизайне, рамки его исторической реконструкции и анализа его современного состояния должны быть соотнесены, если не совмещены, с. рамками СРТ. Схема-1.1 задает принципиальные рамки представлениям о разделении труда. Таковыми рамками выступают (а) изменение средств деятельности в плане их эволюции и развития и (б) изменение организационных форм деятельности в плане их дифференциации и специализации(2). Данное пространство скоординировано двумя векторами (осями): вектором горизонтального разделения деятельности на ее операции и вектором вертикального разделения деятельности на знания о ней. Горизонтальное и вертикальное разделения усложняют и трансформируют объект деятельности, актуализируя его новыми "вещами" и потенцируя возможными.
схема 1.1
Рамки представлений системы разделения труда
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению: Схема-1 задает принципиальные рамки представлениям о разделении труда. Таковыми рамками выступают (а) изменение средств деятельности в плане их эволюции и развития и (б) изменение организационных форм деятельности в плане их дифференциации и специализации. Данное пространство скоординировано двумя векторами (осями): вектором горизонтального разделения деятельности на ее операции и вектором вертикального разделения деятельности на знания о ней. Горизонтальное и вертикальное разделения усложняют и трансформируют объект деятельности, актуализируя его новыми "вещами" и потенцируя возможными.
© priss-laboratory, 2018.10.02
 
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению: Схема-1 задает принципиальные рамки представлениям о разделении труда. Таковыми рамками выступают (а) изменение средств деятельности в плане их эволюции и развития и (б) изменение организационных форм деятельности в плане их дифференциации и специализации. Данное пространство скоординировано двумя векторами (осями): вектором горизонтального разделения деятельности на ее операции и вектором вертикального разделения деятельности на знания о ней. Горизонтальное и вертикальное разделения усложняют и трансформируют объект деятельности, актуализируя его новыми "вещами" и потенцируя возможными.
Схема-1.2 задает основные рамки исторической реконструкции дизайна и анализа его современной роли. Горизонтальная ось на схеме разграничивает два рода исторических обстоятельств, связываемых с этапами, соответственно, отечественного и мирового дизайнов. Схема членит исторические обстоятельства на три этапа: становление, эволюцию и современное состояние, с одной стороны, дизайна в мире и, с другой стороны, замысел, организацию и потенциальную (нереализованную) роль дизайна в России настоящего времени.  
схема 1.2
Рамки исторической реконструкции дизайна и анализа его современной роли
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению: Схема-2 задает основные рамки исторической реконструкции дизайна и анализа его современной роли Горизонтальная ось на схеме разграничивает два рода исторических обстоятельств, связываемых с этапами, соответственно, отечественного и мирового дизайнов. По вертикали схема членит исторические обстоятельства на три этапа: становление, эволюцию и современное состояние, с одной стороны, дизайна в мире и, с другой стороны, замысел, организацию и потенциальную роль дизайна в России настоящего времени.
© priss-laboratory, 2018.08.25 - 09.22, Юрмала - Ульяновск
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению: Схема-2 задает основные рамки исторической реконструкции дизайна и анализа его современной роли Горизонтальная ось на схеме разграничивает два рода исторических обстоятельств, связываемых с этапами, соответственно, отечественного и мирового дизайнов. По вертикали схема членит исторические обстоятельства на три этапа: становление, эволюцию и современное состояние, с одной стороны, дизайна в мире и, с другой стороны, замысел, организацию и потенциальную роль дизайна в России настоящего времени.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (2) "Вертикальные" и "горизонтальные" деятельности СРТ: роль в генезисе дизайна  
К "вертикальным" деятельностям согласно принципам СРТ (схема-1.1) относятся те, материалом и объектами преобразования которых выступают знания, шире - средства деятельности. Будем их называть метадеятельностями, а в ряде случаев подходами и элементами методологической деятельности. К "горизонтальным" - деятельности, в которых знания (и другие средства) используются для преобразования материала и объектов. Из них составляются технологические цепочки и кооперационные структуры.  
схема 2
Соотнесение рамок СРТ и рамок генезиса дизайна
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению // Решающая роль в движении дизайна к метадеятельности принадлежит проектированию, управлению и программированию (а далее и политике). Они в роли механизмов включаются в процесс обособления дизайна и как его функциональные составляющие предопределяют место дизайна в СРТ (схема-3). Объяснение в том, что данные виды деятельности в большинстве случаев потенциально и актуально являются метадеятельностями, в ряде случаев выступают как подходы и в особых случаях могут быть отнесены к частным методологиям.
© priss-laboratory, 2018.10.09
 
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению // Решающая роль в движении дизайна к метадеятельности принадлежит проектированию, управлению и программированию (а далее и политике). Они в роли механизмов включаются в процесс обособления дизайна и как его функциональные составляющие предопределяют место дизайна в СРТ (схема-3). Объяснение в том, что данные виды деятельности в большинстве случаев потенциально и актуально являются метадеятельностями, в ряде случаев выступают как подходы и в особых случаях могут быть отнесены к частным методологиям.
Ранее было показано [Глазычев В.Л. 1970], что дизайн с момента его становления представлял собой сложный комплекс (конгломерат) различных видов деятельностей. Все они, так или иначе, различным образом влияли на линии генезиса дизайна. Решающая же роль в его движении к метадеятельности принадлежит проектированию, управлению и программированию (а далее и политике), которые в этом плане собственное и есть "вертикальные" деятельности. Они в значении специальных механизмов подключаются к процессу обособления дизайна и как его функциональные составляющие предопределяют место дизайна в СРТ (схема-2). Объяснение в том, что данные виды деятельности в большинстве случаев актуально и потенциально сами же являются метадеятельностями, в ряде случаев выступают как подходы, а в особых случаях могут быть отнесены к частным методологиям.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (3) Дизайн и метадеятельности в системе разделения труда  
Для отнесения, исторического или намеренного, определенной деятельности к метадеятельностному виду, необходимо двойное обоснование: (а) внешнее, или функциональное, и (б) внутреннее, или морфологическое. Внешним обоснованием выступает фактическая принадлежность деятельности к "вертикали" СРТ (см. комментарии выше), внутренним обоснованием служит собственное устройство деятельности. Таким образом, не все виды метадеятельности являются в СРТ "вертикальными", т.е. преобразующими средства других видов деятельности, но все "вертикальные" виды являются метадеятельностными.
схема 3
Дизайн в составе метадеятельностных позиций СРТ
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению // Дизайн несет в себе важнейшие свойства метадеятельности и постольку входит в состав современных метапозиций. На схеме-4 он причислен к составу метапозиций, кандидатных для "вертикали" СРТ и действительных для ее "горизонтали". Это не значит, что ему уготована революционная роль в сдвижках и преобразованиях сложившихся разделений труда. Это значит, что среди кандидатных и действующих позиций дизайн занимает далеко не последнее место в трансформации и закреплении структур СРТ (прошлых, настоящих и предстоящих).
© priss-laboratory, 2018.11.17
 
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / Комментарий к Введению // Дизайн несет в себе важнейшие свойства метадеятельности и постольку входит в состав современных метапозиций. На схеме-4 он причислен к составу метапозиций, кандидатных для "вертикали" СРТ и действительных для ее "горизонтали". Это не значит, что ему уготована революционная роль в сдвижках и преобразованиях сложившихся разделений труда. Это значит, что среди кандидатных и действующих позиций дизайн занимает далеко не последнее место в трансформации и закреплении структур СРТ (прошлых, настоящих и предстоящих).
Согласно исследованию промышленных революций (и их последствий для СРТ) общим функциональным обоснованием для "вертикальности", в том числе обоснованием для метадеятельностного значения, является до того не представленная технологическая форма преобразования "знаний". В историческом развертывании промышленных революций данная форма актуализируется и конкретизируется как проектная, исследовательская или программная. Морфологическим обоснованием для метадеятельностного значения вообще, а также для возможного включения деятельности в определенное место "вертикали" СРТ, выступает ряд специфических свойств деятельности.
Важнейшими свойствами являются:
- культивирование в мышлении/сознании носителей деятельности онтологизирующей и объективирующей оптики;
- целевое конструирование моделей различного уровня и назначения;
- "платформенность", позволяющая другим деятельностям использовать организационно-мыслительный аппарат данной деятельности в качестве подхода.
Дизайн несет в себе важнейшие свойства метадеятельности и постольку входит в состав современных метапозиций. На схеме-3 он причислен к составу метапозиций, кандидатных для "вертикали" СРТ и действительных для ее "горизонтали".
Это не значит, что ему уготована революционная роль в сдвижках и преобразованиях сложившихся разделений труда. Это значит, что среди кандидатных и действующих позиций дизайн занимает далеко не последнее место в трансформации и закреплении структур СРТ (прошлых, настоящих и предстоящих). Чтобы определить реалии этого места, предстоит поднять дополнительные материалы контактов представителей дизайна с ведущими позициями в деле осмысления промышленных революций как вызовов и кризисов системы разделения труда.
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (4) Логическое и историческое рассмотрение дизайна в СРТ: лакуны схематизированной действительности  
Схема-3, лежащая в основе предыдущего комментария о дизайне в составе метапозиций СРТ, должна рассматриваться дважды: логически и исторически. При логическом рассмотрении связи и отношения между ее элементами не предполагают исторического (хронологического) соотнесения, актуальное время как бы вынесено за скобки. Поэтому схема не содержит в себе лакун и разрывов. Таковые появляются при историческом рассмотрении. Например, при учете последовательных шагов присоединения дизайном новых функций, "возводящих" его в метадеятельностную позицию (схема-1.2 и схема-2). Собственно, прорисовка лакун и разрывов и должна лечь в основу плана исследования.  
  (4.1) Лакуна фрагмента "теоретико-методологическое и практико-методическое осмысление"  
В данном фрагменте (схема-4.1) в первую очередь должны быть отмечены следующие лакуны: (а) исторические дистанции осмысления и (б) характер и аппарат объективаций.
(А) Нефиксированность исторической дистанции персонажей осмысления (философской мыслью, экономической, социологической, искусствоведческой…) от "фактов" происходящей трансформации СРТ накладывает определенную произвольность на их трактовку. В случае "короткой" дистанции будут довлеть одни "факты", в случае "длинной" будут преобладать другие.
(Б) Поэтому непроясненная в своем характере и аппарате (методе и процедурах) объективация эмпирического материала промышленных революций и СРТ будет заведомо препятствовать прояснению исторических портретов дизайна в рамках его места в составе метадеятельностных позиций.
Безусловно, дизайн начала века, его первой половины, второй, конца столетия и рубежа столетий - это разные дизайны (см. схему-2). Разумеется, исторически и хронологически разным дизайнам соответствует разная способность к воспринятию понятий, схем, онтологических картин.., так или иначе описывающих и представляющих "устройство" СРТ. Более того, разным дизайнам присуща различная необходимость в степени (глубине и широте) проработанности картин СРТ на тот или иной исторический момент. Разумеется, различная необходимость обусловливает разное отношение дизайна к структуре СРТ. Не менее значимым выступает также декларируемое и недекларируемое намерение дизайна об изменении своей роли в структуре разделения труда(3). Следует добавить еще одно существенное обстоятельство: эпизодическое отсутствие интереса к дизайну у персонажей осмысления (даже со стороны искусства). В подобных обстоятельствах экран(4) для дизайна будет оставаться пустым. Следовательно, пустым будет для дизайна и представление о СРТ.
схема 4.1
фрагмент "осмысление" как лакуна
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / 4-й комментарий к Введению: Для данного фрагмента схемы-3 лакуны в общем виде могут быть зафиксированы как неявленные исторические дистанции от "фактов" происходящей трансформации СРТ, а также представлены с точки зрения аппарата и характера объективаций "материала" промышленных революций (схема-4.1).
© priss-laboratory, 2018.12.02
смотри исходную схему-3
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / 4-й комментарий к Введению: Для данного фрагмента схемы-3 лакуны в общем виде могут быть зафиксированы как неявленные исторические дистанции от "фактов" происходящей трансформации СРТ, а также представлены с точки зрения аппарата и характера объективаций "материала" промышленных революций (схема-4.1).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (4.2) Лакуна фрагмента "кандидатные метапозиции"  
Здесь лакунами оказывается недостаточная, а то и отсутствующая неразличенность состава и характера кандидатных метапозиций на ведущие роли в СРТ. Неразличенность касается как типодеятельностного признака метапозиции, например, по признаку управления, политики, проектирования.., так и действовательной, акторной модальности, например, (а) в виде действующей актуальной метапозиции, (б) позиции актуальной, но не действующей, (в) возможной, но не актуализирующейся и т.п.(5). Соответственно, возникает необходимость в прояснении оснований данных или подобных различений. Основания могут быть как "внутренними", т.е. принадлежащими самой схеме, так и "внешними" или привходящими, т.е. не учтенными в данной схематизации. Что касается первых, то к ним следует отнести обстоятельства, стоящие, или предполагаемые, за фрагментами схемы. Например, обстоятельства, связанные с фрагментом "экран", которые наводят кандидатные метапозиции на те или иные роли в СРТ. Или обстоятельства, связываемые с фрагментом "метадеятельностные ответы", которые должны рассматриваться как в значении самоопределения к задачам и работам в СРТ, так и в собственном значении позиционирования.
схема 4.2
фрагмент "кандидатные метапозиции" как лакуна
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / 4-й комментарий к Введению: Здесь лакунами оказывается недостаточная, а то и отсутствующая неразличенность состава и характера кандидатных метапозиций на ведущие роли в СРТ. Неразличенность касается как типодеятельностного признака метапозиции, например, управление, политика, проектирование.., так и действовательной, акторной модальности, например, (а) действующей метапозиции, (б) актуальной, но не действующей, (в) возможной, но не актуализирующейся и т.п.( ). (схема-4.2).
© priss-laboratory, 2018.12.02
смотри исходную схему-3
Для того, чтобы конкретизировать и принять отмеченные выше положения в части дизайна, следует учитывать естественно-искусственное "происхождение" системы разделения труда в мировом и макрорегиональном масштабах: СРТ не есть сугубо проектная конструкция и не есть сугубо продукт программирования. Как и не есть результат исключительно естественных превращений и эволюций составляющих ее компонентов (процессов и организованностей). Следовательно, одни функциональные места СРТ могут под определенным углом зрения рассматриваться с преобладанием их "естественности", другие - их "искусственности". Соответственно, первый взгляд относит их к своеобразным "вакансиям" СРТ, существующим на глобальном рынке труда и его секторах, второй взгляд - к роду международных "предпринимательских проектов". Эта дилемма стояла в полный рост для дизайна начала ХХ века и его первой половины. Наиболее примечательной иллюстрацией здесь может служить Баухауз(6).
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / 4-й комментарий к Введению: Здесь лакунами оказывается недостаточная, а то и отсутствующая неразличенность состава и характера кандидатных метапозиций на ведущие роли в СРТ. Неразличенность касается как типодеятельностного признака метапозиции, например, управление, политика, проектирование.., так и действовательной, акторной модальности, например, (а) действующей метапозиции, (б) актуальной, но не действующей, (в) возможной, но не актуализирующейся и т.п.( ). (схема-4.2).
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  (4.3) Лакуна фрагмента "экран"  
схема 4.3
фрагмент "экран" как лакуна
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / 4-й комментарий к Введению: фрагмент "экран" как лакуна (схема-4.3).
© priss-laboratory, 2018.12.02
смотри исходную схему-3
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Дизайн как метадеятельность: эскиз и план исследования с элементами системомыследеятельностной методологии / 2018 / 4-й комментарий к Введению: фрагмент "экран" как лакуна (схема-4.3).
  (дальнейший материал готовится к размещению)  
     
     
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ФЕНОМЕНЫ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЕТАДИЗАЙНА  
  (материал готовится к размещению)  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  МЕТАДИЗАЙН: МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ  
  (материал готовится к размещению)  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ИДЕЯ И ИДЕОЛОГИЯ МЕТАДИЗАЙНА  
  (материал готовится к размещению)  
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
системомыследеятельностный контур дизайна
 
  (материал готовится к размещению)  
     
     
  (1) - Здесь и далее под системой разделения труда, в т.ч. мировой системой, я буду опираться на ее схемы и понятия в изложении П.Г.Щедровицкого (http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180)  
  (2) - Щедровицкий П.Г. Инструментализация деятельности и разделение труда - источник экономического развития. Разделение труда в простых видах деятельности // Презентация лекции. - Открытый университет Сколково, Москва, 17 мая 2012 г. (http://www.fondgp.ru/lib/mmk/180). Схема-1 есть моя графическая интерпретация положений лекции  
  (3) - См. здесь: "Почему возник и почему исчез Баухауз?" // "Баухауз: историческое предприятие и культурный феномен завершающей волны второй промышленной революции. Дизайн в системе разделения труда, или к опытам другой историографии дизайна" // материалы конференции "100 лет Баухаузу", Спб., 2018.11.16. / эл.ресурс - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/meta-design_conf_2018.htm#1.  
  (4) - Под экраном здесь и далее подразумевается в системном смысле носитель функции репрезентации небезразличного нам содержания. Функция репрезентации может быть реализована в любом типе материала и прикреплена к любому типу конструкции, если благодаря этим решениям определенным образом оформленное содержание включается в различные виды обращения.  
  (5) - Состав кандидатных метапозиций формально задан из следующих соображений. Во-первых, они все по определению занимают не последние роли и позиции в системе разделения труда. Во-вторых, вхождение в СРТ в качестве метапозиции предполагает ее двухуровневую организацию (или двухъярусную конструкцию). В самом простейшем виде оба уровня будут принадлежать одной и той же типодеятельностной позиции, но с различием в функциях (как правило, обусловленном их разными объемами). Такова, к примеру, метапозиция "учитель-методист" или "инженер-проектировщик". В более сложных видах уровни будут принадлежать различным типам, причем нижний уровень может быть многопозиционным.  
  (6) - См. "Как и для чего сопоставлять Баухауз и ВХУТЕМАС?" / эл.ресурс - http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/meta-design_conf_2018.htm#5.  
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2018
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 06 июль 2018

последнее обновление/изменение
09 февраль 2019
07 декабрь 2018
04 декабрь 2018
02 декабрь 2018
19 ноябрь 2018
11 октябрь 2018
04 октябрь 2018
17 август 2018
15 август 2018
06 июль 2018
PRISS-laboratory/ Виталий и Елена СААКОВЫ/ Дизайн городского культурного ландшафта: культура в городе и город в культуре/ от "культуры в городе" к "городу в культуре": усложнение среды и образа жизни/ музей в городе versus город в музее обитаемый памятник историческим манифестациям человеческого духа и живой знак планетарной драмы