сайт "priss-laboratory.net.ru"


http:// evgeny saakov .ru
предыдущая версия Женькиного сайта

  ГЛАВНАЯ СООБЩЕНИЯ ТЕКСТЫ АЛЬБОМ ЕВГЕНИЙ АРХИВЫ ССЫЛКИ
 




сайт для со-
сайт собеседников ЕВГЕНИЯ СААКОВА / Это сайт для собеседников/ Беседа - она всегда в кругу, рядом друг с другом, поэтому как бы за столом. Только иногда в одиночестве. Круг и стол - символы близости, открытости вовнутрь и временной отдельности от внешнего. Внешнего всегда в избытке. Потому его хватает на всех. А вот наша (не всех) избирательность, отталкиваясь от внешнего, очерчивает вокруг себя разнообразные круги. Чтобы иметь и внешнее (отчасти близкое, а в большинстве - дальнее), и внутреннее (всегда близкое). Наша небезразличность определяет для себя стольность, выбирая ее из данного нам окружения или назначая из себя и собирая ею нечто вроде рыцарства круглого стола, столичности, престольности. Только так можно противостоять провинциальности и периферийности своего случайного месторасположения/пребывания. // Потому беседа сторонится чрезмерного, расхожего, банального. Это все для разговоров - случайных и мимолетных, вынужденных и навязанных, занудных и служебных, пустых и неподъемных... Это не значит, что беседа всегда и только о важном, главном, необходимом. Нет. И все же следует развести беседу и разговор. Например, по их интонации, ритму, темпу. Но не по содержанию. Содержание никогда не бывает внешним, дальним. Это все про информацию, бесконечно блуждающую в цепочках разговоров. А здесь: СО-ДЕРЖАНИЕ. Оно всегда совместное держание (опять стол, круг). Русский язык подсказывает далее: выдержка и передержка, удержать и задержать, недержание и, собственно, содержание... Вот язык и напоминает: СОДЕРЖАНИЕ не столько сказывается, сколько делается. // Сайт - и не круг, и не стол (хотя чего не могут сегодня информационные технологии?). Но в переносном смысле он только таким и видится (пока, а дальше посмотрим). Что сайт СО-ДЕРЖИТ на сегодня? Событие 15 ноября 2006г., "круги" до, а также "круги" и "столы" сразу же последовавшие за 15 ноября. В "круг до" вошла короткая по человеческим меркам жизнь. Точнее, вошло то, что уже Евгений отмерял сам и включал в этот "круг". В один из "кругов после" вошли первые посетители сайта. В другой небольшой "круг после" вошли мы - его разработчики, сделавшие первый шаг к сайту собеседников. // Верится, что со временем он очертит вокруг себя содержательные круги. Также верится, что со временем он, как добрый стол, будет давать пищу - уму, душе, сердцу
-беседников
 
   
сайт собеседников ЕВГЕНИЯ СААКОВА / Это сайт для собеседников/ Беседа - она всегда в кругу, рядом друг с другом, поэтому как бы за столом. Только иногда в одиночестве. Круг и стол - символы близости, открытости вовнутрь и временной отдельности от внешнего. Внешнего всегда в избытке. Потому его хватает на всех. А вот наша (не всех) избирательность, отталкиваясь от внешнего, очерчивает вокруг себя разнообразные круги. Чтобы иметь и внешнее (отчасти близкое, а в большинстве - дальнее), и внутреннее (всегда близкое). Наша небезразличность определяет для себя стольность, выбирая ее из данного нам окружения или назначая из себя и собирая ею нечто вроде рыцарства круглого стола, столичности, престольности. Только так можно противостоять провинциальности и периферийности своего случайного месторасположения/пребывания. // Потому беседа сторонится чрезмерного, расхожего, банального. Это все для разговоров - случайных и мимолетных, вынужденных и навязанных, занудных и служебных, пустых и неподъемных... Это не значит, что беседа всегда и только о важном, главном, необходимом. Нет. И все же следует развести беседу и разговор. Например, по их интонации, ритму, темпу. Но не по содержанию. Содержание никогда не бывает внешним, дальним. Это все про информацию, бесконечно блуждающую в цепочках разговоров. А здесь: СО-ДЕРЖАНИЕ. Оно всегда совместное держание (опять стол, круг). Русский язык подсказывает далее: выдержка и передержка, удержать и задержать, недержание и, собственно, содержание... Вот язык и напоминает: СОДЕРЖАНИЕ не столько сказывается, сколько делается. // Сайт - и не круг, и не стол (хотя чего не могут сегодня информационные технологии?). Но в переносном смысле он только таким и видится (пока, а дальше посмотрим). Что сайт СО-ДЕРЖИТ на сегодня? Событие 15 ноября 2006г., "круги" до, а также "круги" и "столы" сразу же последовавшие за 15 ноября. В "круг до" вошла короткая по человеческим меркам жизнь. Точнее, вошло то, что уже Евгений отмерял сам и включал в этот "круг". В один из "кругов после" вошли первые посетители сайта. В другой небольшой "круг после" вошли мы - его разработчики, сделавшие первый шаг к сайту собеседников. // Верится, что со временем он очертит вокруг себя содержательные круги. Также верится, что со временем он, как добрый стол, будет давать пищу - уму, душе, сердцу
ТЕКСТЫ / РИСУНОК И ЗНАНИЕ  
архив текстов
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2019 2018 2017 2016
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
 
последние тексты
последние сообщения
все сообщения
все тектсты
Виталий Сааков
УРОКИ
,
которые дети дают родителям

для сообщений и контактов

архив сообщений
архив текстов
архив альбома
Какой нормальный ребенок изначально (от природы) всюду и всегда (в жизненной своей среде) дисциплинирован, законопослушен, исполнителен, управляем, предсказуем и т.д. и т.п.? Даже в самых консервативных педагогиках сие – всегда и безапелляционно есть нонсенс и единственно знак негативный. При том, что знаки, отмечающие в ребенке прямо противоположное выше сказанному – недисциплинированность, непослушность, неисполнительность… (и от природы, и в траекториях по жизненной среде) – именно как позитив предельно разнообразны. И в этих педагогиках – не муштры, если грубо, а воспитания – предпочесть какую-либо прочим крайне и крайне сложно.
Этот текст об уроках, которые дают дети родителям. Одни дети на протяжении всей своей жизни дают подобные уроки своим родителям (пока те живы), другие дают столько, сколько им самим отмерено жизнью (при остающимися в живых родителях). Что касается родителей, то т.н. педагогика взрослых, также может быть разведена в два максимально противоположных полюса. Сам же я, как и в случае детской педагогики, отношу к полюсам, означающие одно и то же в поведении взрослых, но разными знаками, не как педагогический эксперт и гуру, а обращаясь за помощью к великой литературе. А обращаясь к таковой, я обращаюсь к общечеловеческой культуре. Конечно, я мог бы обратиться напрямую и к культуре в лице педагогики, но все же оно – культурное лицо педагогики – в сравнении с общечеловеческим лицом культуры-как-таковой лицо пусть и значимое, но все же частное. Общекультурными посредниками в моем обращении к педагогической культуре выступили по факту: «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна», «Гадкие лебеди», «Повелитель мух», «Цветы для Элджернона», «Принц и нищий»… Перечислил не все, что я прочел и должен был прочесть ко дню сегодняшнему (хотя увы, далеко не все необходимое), а только то, к чему я могу обращаться в любой момент с любым возникшим вопросом. И не только родительски воспитательным.
^^^вверх
Великим лиричным гуманистом Экзюпери выношено: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Имел он в виду, разумеется, братьев наших меньших. И выношенное лиричным (но ни в коем разе не сентиментальным!) гуманистом вкладывается им в уста Маленького принца – также вполне лиричного (и не сентиментального уже в силу своего возраста) персонажа. Я, если и писатель, то далеко не лиричный, но и не трагичный. И педагогика, детская и взрослая, по моему разумению вовсе не лирика (к тому сентиментальная), а только и только суть драма. В том смысле, что ее теоретизируемые в мысли и реализуемые в жизни сюжеты движимы напряжением сил (прежде всего души, но и физические в ней не безучастны) обеих сторон – и дающего урок, и внемлющего уроку. И также, как это обстоит в драме, обе стороны педагогического действа приводятся к тому, что когда-то греки назвали метанойей – к перемене ума, а равно сознания и совести. К перемене ума с какого и на какой? Если в двух словах: с безответственного ума к ответственному. Если в нескольких словах: от одного уяснения ответственности к другому, от одного осознания безответственности к другому. Если еще более развернуто: от одного понимания меры ответственности к другому пониманию этой же меры, от одного размышления о мере безответственности к другому размышлению о данной мере.
^^^вверх
Предыдущий абзац очень важен для верного понимания дальнейшего развития этого не простого сюжета – уроков детей родителям. Первое-наперво должен отметить, что нет ни одной педагогической системы, в основании которой не лежала бы той или иной предельности максима – учитель относится к ученику как к своему ребенку. Но сначала яркие случаи как бы (и без как бы) противоположного толка. Не знаю, можно ли в полной мере относить к педагогическим системам спартанскую школу или школу будущих янычаров. В современном научном смысле, разумеется, нет. Конечно, отдельные элементы педагогической системы можно обнаружить без труда, но уж точно, что приведенной максимы, не взирая ни на какие усилия, обнаружить не удастся. Но я привожу примеры из древней Спарты и средневековой Османской империи, чтобы оттенить и максимально высветить эту педагогическую максиму. В первой родители как бы лишались "прав" на своих детей, всецело доверяя Спарте воспитание достойных ей граждан. А естественный родительский гуманизм мог бы стать помехой в воспитании и подготовке граждан Спарты. Образец которых – известные и поныне триста спартанцев. Во второй – османской – дети вполне насильно отнимались у родителей в столь малом возрасте, что на детях еще не оставалось никакой "печати" родительского воспитания (прежде всего их естественного гуманизма). Потому на них можно было "рисовать" воина как на чистом листе (или лепить как из податливой глины). И разве это не парадоксально, что элементы этих двух школ-педагогик мы находим в позднейших вплоть до дня сегодняшнего, педагогических системах, никак не подозреваемых в отсутствии гуманизма (не смотря на его различные толки).
^^^вверх
Последнее наверняка вызовет недоумение, если не скепсис. Недоумение, если наш взгляд прикован к т.н. советской школе, которую в своей памяти храним мы – родители нынешних детей. Но если обратимся к истории, особенно к педагогической, то обнаружим в классе, образцовом для всего лишь вековой давности времени – в классической гимназии – горох в углу, линейку в руках учителя и, как венец всему, отставного солдата с розгами. А скепсис должен вообще сдуться, если вдруг обратим взгляд на современные элитные (!) школы Британии. В них реальное физическое наказание неотъемлемо по сей день. У читателя может возникнуть подозрение, что я именно к этому и клоню – к педагогической роли наказания. Более того, наказания как элемента, встроенного в современные педагогические системы и технологии. Нет и нет. Это для того, чтобы развеять миф о педагогическом прогрессе как о его все более и более гуманной эволюции. Конечно, наказание, разное по форме и смыслу, всегда было и будет по своему назначению и роли неким уроком. Хоть и пишутся эти два слова по-разному, но их роднит то общее, что они оба даются с отсрочкой от свершенного или еще не совершенного "деяния". Урок в обе стороны от настоящего, наказание только в одну – в прошлое. Урок в этом плане вполне профилактика, чего не скажешь о наказании. Если оно и профилактика, но только не для того, кто совершил "деяние", а только для тех, кто его может совершить.
^^^вверх
Если говорить об эволюции педагогики, то вовсе не как о педагогическом прогрессе, наращивающем всеобъемлющий гуманизм. Это, как принято говорить, по умолчанию: физическое наказание и унижение различной формы постепенно, но неуклонно остаются в прошлом. Более плодотворно вести речь о педагогическом прогрессе как прогрессе гуманитарном, гуманизм которого уже не есть цель. И вообще о цели гуманитарного прогресса говорить даже не пристало, как бы не прилично. Гуманитарный прогресс той же педагогики состоит в том, что в педагогическое ведение входят все новые и новые практики, дисциплины и знания. Другими словами, на лицо педагогическая экспансия в различные сферы жизни, которые до того числились за другими ведомствами, но только не педагогическими. Поэтому ныне можно говорить о педагогической экономике, педагогическом управлении, педагогической истории… Да и возрастные границы не только пересматриваются и сдвигаются от "детскости" к "взрослости", но и вовсе стираются. Педагогика в форме подобной экспансии требует себе и другого имени, и звучит оно так – антропотехника. Антропотехника надстраивается, соответственно, над антропопрактиками, а также извлекается из них. Именно гуманитарная эволюция педагогики/антропотехники выводит на первый план важнейший из всех капиталов – человеческий. В этом пункте я вплотную подошел к основной теме, вынесенной в название текста – к урокам, которые дети дают своим родителям.
^^^вверх
Очевидно, что дети – это потенциал, свернутый в них, как в будущих взрослых. И не важно, с каким знаком этот потенциал, хотя большинством предполагается, что несомненно с плюсом. Тем не менее, дело с потенциалом далеко не очевидно, когда имеется в виду не один и тот же индивид, который взрослеет, а, например, два, связанных прямым родством – ребенок и его родитель. Но именно так обстоит в большинстве случаев! И, напротив, развертывание потенциала во взрослеющем, да еще с непреложным позитивным эффектом – это, как правило, нечастый случай и потому не гарантированный. Ожидание подобного эффекта аналогично ожиданию, вполне наивному, непременного прогресса. Как будто бы главным условием позитивных сдвигов в той или иной области жизни, и прежде всего в воспитании, является единственно время. А ведь последнее – это единственно невосполнимый ресурс. Остается только сокрушаться, сколько его, назначенного было к обоюдному воспитанию, безвозвратно упущено.
^^^вверх
Вынужденная и непредвиденная вставка
15 января у меня был почти подготовлен очередной фрагмент для публикации к 21 января – ко Дню рождения Женьки. Но вмешался очень-очень неблагоприятный случай, и с 16 по 25 января у меня не было доступа к компьютеру. Я должен был быть рядом с Леной – мамой Женьки, которая 16 января вместо поезда «Москва-Ульяновск» оказалась в московской больнице с травмой глаза (с послекдующим его оперированием). Так что, с 17 января я поводырь и сиделка у Лены, как год назад у своей мамы.
Но вот вчера добрался до компа и наткнулся на FB-публикацию знакомого и симпатичного мне человека Руфины Айткуловой – с текстом, как бы смежным с моим. Поэтому решил разместить у Женьки свой недописанный фрагмент и текст Руфины.
(продолжение следует)

Руфина Айткулова «Я ПЕРЕСТУПИЛА ЧЕРТУ»
28 лет назад я решила, что я не буду работать с детьми. Во-первых, ни один договор с ними не работает, ведь в него обязательно влезут родители, или учителя, или друзья, или ещё какая-нибудь левая нога. Поэтому ни одним процессом невозможно управлять на уровне взаимного договора. Во-вторых, я всегда думала, что нужно их учить, и много для этого делать, как моя мама, 47 лет проработавшая в школе. И это было моей ошибкой. Их не нужно учить, если они в поле самостоятельного действия за пределами стен и заборов школы.
В новогодние праздники я первый раз была соведущей в кэмпе. И в первый же день почувствовала, как моя сила и радость растет, а мои представления переворачиваются на каждом новом шаге работы с детьми.
Представления не равны реальности
Учить не нужно, а они учатся. Сами. Как так? 8 лет скрупулезной работы в Натуральной школе(1) сделали свое дело.
Здесь есть все системные составляющие, чтобы любое мероприятие было, если не идеальным, то хотя бы удовлетворительным. Достаточно придерживаться выработанных норм.
1. Уважение + Движение + Общение.
2. Принципы собственности: имя, тело, вещи. Без разрешения хозяина они неприкосновенны.
3. Самоопределение и самостоятельное действие, организованное в соответствии с концепцией продуктивного действия П.Г.Щедровицкого(2) + Свободное время на игру, размышления и ничегонеделание.
В результате получается
Безопасность + свободное движение + целевое действие в коммуникации и кооперации. И развивается способность к договору.
А как иначе обогреть двухэтажный дом с помощью дров в 30-градусный мороз, приготовить еду и организовать движение к реализации своего замысла, получить то, что задумал? Взрослому остается сопровождать и помогать в самостоятельности, в договорах, в освоении нового. А не учить или воспитывать. А как это – просто сопровождать?
Надо сказать, что к нам приезжают дети из семей обеспеченных и образованных родителей, многие из детей учатся в частных школах, и у всех дни загружены кружками, секциями и школами искусств, поездками. Благополучные и очень занятые учебой дети. И первое, с чем они сталкиваются: другой быт. Не отельный, не квартирный. В кэмпе дети спят в общем пространстве. В этом случае никто никого не может обижать, брать чужие вещи и устраивать бардак.
Совместное пространство для сна с индивидуальными постелями в несколько ярусов побуждает их к первому договору, причем без слов. Договору о комфорте и со-настройке каждого с каждым в общем пространстве. С соблюдением индивидуального движения. Очень мило наблюдать по утрам или вечерами за тем, как ещё или уже неспящие дети соблюдают тишину, заботясь о тех, кто спит. Но это складывается не сразу, а сначала они приезжают раздраженные и уставшие после полугодовой работы. Они готовы защищаться от нападений и грубости. Несмотря на интеллигентность и вежливость, готовы напасть, как им кажется, в ответ.
Раньше я бы, наверное, начала зеркалить. Но тут двухнедельная простуда затормозила меня, подарив устойчивость и спокойствие. И эта устойчивость стала заземлять и их. Оказалось, достаточно без эмоционального нажима уточнить, что проявление взрывной агрессии у нас не норма. И они не только останавливаются, но успокаиваются и переориентируются. Выдыхают, стабилизируются, заземляются. Ищут безопасные выходы агрессии. Если к ним относишься с уважением и по-взрослому, если мы все здесь равные, то они легко включаются в совместную работу: поиск, рубку и распилку дров, розжиг и поддержку камина, приготовление еды. Ищут лучшие решения, пробуют, делают. И знают, что общее благополучие зависит от каждого. Никто не увиливает, а встаёт и делает.
Им так хотелось делать хорошо, а многие делали что-то первый раз. Я как-то только воскликнула от неожиданности и с изумлением: “Ты что, не умеешь?” А у ребёнка на глазах слёзы, он привык всё делать качественно, а тут плюха получилась. Ну что ж, я научилась регулировать своё изумление, а он начал в большом количестве практиковаться в новом действии. И у него начало получаться, пусть не всё, но многое.
Когда они радуют, хочется радовать их. Что только вкусное мы не готовили. Супы, шаурму, бургеры, ризотто, чай-масалу с вкусностями и маршмелоу на костре, какао со специями и зефирками.
Я не знаю, какие они в обычной жизни. Но здесь, в кэмпе, они прекрасны. Агрессивные и обидные реплики, грубость исчезли на второй день. Все паузы заполняли игрой в мафию, крокодила и ролёвки, но кто-то поначалу держался поодаль. Я не настаивала, подбрасывая поддерживающие, но эмоционально нейтральные реплики. Видимо, правильно выбрала тон. Все дети включились в игру. Но один ушёл на втором круге, почувствовав, что не может сдержать агрессию. Пошёл дровами заниматься. Тоже вариант самоуправления. А второй остался и всё переживал, что он обязательно проиграет, хотя играл прекрасно. Так стало очевидно, как много в его жизни внимания на конкуренции и фокусировки на возможной неудаче. Ему помогли активные игры и перевод внимания на себя в ходе рефлексивного круга на третий день…
Третий день
Как обычно, на любом мероприятии третий день переломный. У всех актуализируется накопившееся. Чтобы помочь освободиться от напряжения, я предложила активную игру в сугробах, предполагая, что они устанут в борьбе, а поднявшаяся агрессия выйдет. Так мягко не получилось. Драка состоялась. Быстрая и с жертвами. У одного нос разбит, у другого глаз припух. А всего-то один обмен быстрыми ударами. Но оба так расстроились от произошедшего, что один без сил заснул, а другой почти плакал от внутреннего самообвинения, потому что его никто не обвинял. В глазах дрожали слёзы. Поэтому на следующий день мы организовали спарринги в пуховиках на снегу. Такое столкновение может быть болезненным, но им можно управлять. Через него хорошо ощущаются границы свои и другого. И слов о границах тогда требуется значительно меньше.
Обычно детская агрессия купируется взрослыми, а не разрешается детьми самостоятельно. А ведь через такие стычки в возрасте 4-6 лет человек понимает, что такое боль, и что стоит учиться договору. Французский психолог Пиаже(3) утверждает, что без такого опыта столкновений у детей будут пробелы в мышлении.
Такой опыт дает знание о важности уважения, о нарушенных отношениях, о необходимости их восстанавливать, договариваясь уже на других условиях, если хочешь поддерживать эти отношения. Так что, да, мы дали опыт управляемой и контролируемой безопасной драки. Добровольно, по договоренности и с уважением. Кстати, в моем детстве мама оберегала меня от боли и контактных игр. Я и не дралась. А тут мы играли в контактную игру, да так интенсивно, что меня уронили, по мне прошлись, но так как я была в пуховике, а игра по-настоящему захватила, то я хохотала и продолжала играть. Оказывается, если играешь всерьёз и весело, то такие контакты придают силу, радость, удовольствие и целеустремленность. Главное – соблюдать правила игры и помнить, что это игра, а не бой.
В такой игре победители все, даже если есть проигравшие стороны. Поэтому после такой игры хорошо пить чай всем вместе у горячего камина. К шестому дню все отношения и действия выровнялись настолько, что было тихо и дружно. По-деловому мирно и очень душевно. Ещё бы дней пять, и мы бы горы свернули. Но всё заканчивается.
(Здесь выделить бы еще один «раздел» жирным курсивом, и еще один абзац дописать, для равновесия. Либо добавить еще что-нибудь, либо развить мысль).
Дети разъехались. А я осталась с мыслью: чтобы в кэмпе с детьми все было хорошо при соблюдении норм Натуральной школы, взрослому нужно быть очень устойчивым, заземленным и уравновешенным и постоянно поддерживать интерес к ребенку и совместному действию. Пусть будет новая встреча.
Следующая ближайшая встреча с детьми и их родителями на прогулке в лесу. Будем осваивать прием Геймлиха в компании с опытным провожатым Алексеем Булгаковым и врачом Ольгой Волковой. Потому что прогулки прогулками, а безопасности учиться всегда полезно. Гуляем по 5 часов, а ещё зимой можно играть и строить. Ждём детей с родителями. Прием Геймлиха есть в комментарии, ну и в нем же подробности про прогулку.
P.S. Напоминаю, на видео дети в минус 32. Их никто ни к чему не принуждает. Они сами всё делают. И большие и маленькие.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(1) - Если кто не знает, все подробности про Натуральную школу в канале https://t.me/naturalschool
(2) - О продуктивном действии смотри у Петра Щедровицкого, например - https://ioe.hse.ru/news/212209984.html
(3) - Георгий Петрович Щедровицкий в свое время написал введение к русскому изданию книги Пиаже «Речь и мышления ребенка»
- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - -

^^^
вверх

Возобновление прерванного текста
Текст Руфины лишь вынужденная вставка, и таким ему остаться? Нет, он останется, пусть и вынужденной вставкой, но необходимой. Ее текст удачно вписался в мой, придав ему недостающую, иллюстративность, что называется, вставив в него картинку "из жизни". «Натуральная школа», от лица которой говорит Руфина, как раз об уроках, которые дети – участники ее программ, дают взрослым – разработчикам программ. Взрослые обитатели обычной российской школы тоже внимательны к поведению ее детских обитателей. Но в большей мере затем, чтобы нейтрализовать негативные кейсы, а нейтрализовав их, вернуть отклоняющееся от нормы поведение в дисциплинарное русло школьного учреждения. При том, что поведение может отклоняться в любую сторону – не только в "минус", но и в "плюс" (последнее вообще для учителей современной российской школы почти что катастрофа). Подобное не вмещается, если иметь в виду «Натуральную школу», в рамку уроков детей взрослым. Это не значит, что "неклассическая" педагогика/антропотехника «Натуральной школы» не приемлет взрослых уроков детям. В этой рамке уроки «Натуральной школы» обоюдны и взаимны. Но я в этой рамке делал бы акцент все же на уроках взрослым.
(продолжение следует)
^^^вверх
 
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2019 2018 2017 2016
2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006
архив текстов
 
     
© PRISS-Design 2006   с 23 октябрь 2023

последнее обновление/изменение:
12 март 2024
13 январь 2024
03 январь 2024
05 ноябрь 2023
29
октябрь 2023
24 октябрь 2023
23 октябрь 2023