главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory
Щедровицкий Петр Георгиевич Щедровицкий Петр Георгиевич
виталий сааков / priss-laboratory:
тексты-темы / тексты-годы / публикации
схематизация в ммк
 
вернуться в разделш библиотека  
     
 
  п.г.щедровицкий
 
  лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"
   
лекция 12. (...)
    § 29. (...)
      Ответы на вопросы
    § продолжение
      Ответы на вопросы
   
     
     
  Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода  
лекция 12 (...)  
§ 29 (...)  
Щедровицкий П.Г. В седьмой лекции второго цикла, я буду пытаться завершить в ходе нее обсуждение первого этапа работ ММК, посвященного тематике знания. Я во многом буду повторять ту же самую мысль, которую пытался проводить в прошлый раз, хотя в ходе этой дополнительной итерации в подготовке появились кое-какие новые акценты. В этом плане, может быть, то, что мне не очень хорошо удалось донести в прошлый раз, станет яснее.
Прежде всего я хочу зачитать вам любопытный фрагмент, найденный мною в докладах начала 80-х гг., который, с моей точки зрения, дает любопытный штрих в интерпретацию в целом всей работы ММК. Что говорит Георгий Петрович:

«Вторым пунктом, будет несколько замечаний по поводу малой и большой истории. То, как я их буду обсуждать, может показаться несколько странным. Мне же эти замечания сегодня кажутся весьма существенным. Начиная с той мировоззренческой картины, которая была представлена в Ведах, а затем через учение орфиков к Платону и дальше, формировалось и широко использовалось понятие «мирового разума». В наш скептический, критический во многом век это понятие «мирового разума» может показаться несколько странным. Даже более того, воспитываясь на идеях Гегеля, мы не редко рассматриваем это выражение как метафору и полагаем, что за этим реально ничего не стоит. Я, между тем думаю, буквально всюду, постоянно убеждаюсь в том, что то, что получило название мирового разума, действительно существует. Причем очень практично существует. В чем это проявляется?
Это понятие оправдано, на мой взгляд, прежде всего тем, что действительно мир человеческого мышления и деятельности развивается как одно целое. Все его части связанны значительно теснее, чем нам это может показаться на первый взгляд. Проявляется это, прежде всего, в том, что, по-видимому, каждое открытие, каждая новая идея, возникшая на любом уровне и слое человеческого мышления и деятельности, всегда находит огромное число разнообразных отражений на других уровнях и слоях деятельности. Другими словами, каждое новое открытие, каждая новая идея, изменяющая локально структуру мышления и деятельности, в первую очередь, напоминает камень, брошенный в воду. От него всегда идет масса кругов, которые оставляют свои следы в формах другого мышления и другой деятельности.
В силу этого рефлексия, осуществляющаяся на каком-то узком, локальном опыте, в мышлении и деятельности всегда при достижении критической распространенности или критического объема, по сути дела, фиксирует все, что есть в человеческом мышлении и деятельности. Охват всего целого, с одной стороны, в принципе не нужен, а с другой стороны происходит странным образом за счет отображения всего целого в мышлении и деятельности на каждую свою часть. Конечно, я не хочу сказать, что в этом плане любая часть мышления и деятельности равнозначна всем другим. Есть, по-видимому, какие-то ареалы мышления и деятельности, в которых это фиксируется и отражается в большей мере.
Такой, очевидно, является философия. Было бы неправильно думать, что наука, инженерия отражает целостность мышления в меньшей степени. Эти рассуждения важны мне, кроме всего прочего, и в плане конкретного методологического или историко-критического отношения между большой и малой историей. Когда мы начинали свою работу, то в 50-е и дальше в 60-е, я уже не раз говорил об этом и всегда повторяю, были недостаточно окультурены, недостаточно развиты. Плохо знали историю. И сейчас знаем небольшие куски ее. В общем-то, тогда, решая свои проблемы, вводя какие-то представления и понятия для разрешения парадоксов и антиномий, мы очень часто не подозревали, что вновь воспроизводим проблемы, которые были в неокантианской методологии. В России до сих пор, не смотря на последнее издание института истории естествознания и техники, работы Давыдова, Гайденко и других, в общем-то эта неокантианская традиция оставалась непроработанной, не освоенной, как и неогегельянская. Такие имена как Бредли, Бозамкет. В этом смысле, могло бы показаться, что вот эти остающиеся нам неизвестные огромные куски культуры просто не попадают в рефлексию.
И поэтому, наша рефлексивная методологическая работа остается локальной, периферийной, не может охватить целого. Но это не так. Как показывает дальнейший историко-критический анализ, начиная свою работу, мы практически имели дело со всем тем кругом проблем, который сложился в мире к 50-м годам. В этих проблемах, которые мы ставили, оказались снятыми достижения тех же самых неокантианцев, неогегельянцев, в какой-то мере позитивистской проблематики, которую мы вначале не знали.
Можно ли здесь ставить вопрос? За счет чего и как это происходило? Может быть, за счет знакомства с существовавшим тогда уровнем науки, который снял и отразил достижения философии предшествующих десятилетий. Может быть, за счет изменений структуры обыденной практики, которая уже была пронизана этими результатами и свершениями. Нынешний критический анализ нашей собственной малой истории показывает, что она оказалась невероятно тесно связанна с большой историей. Оказалось, что те проблемы, которые мы ставили перед собой из локального и, казалось бы, ограниченного, ущербного и уродливого опыта философского факультета конца 40-х годов, вот эта вся проблематика, удивительным образом концентрировала и собирала в себе ту проблематику, которая сложилась за счет общего движения всей философии науки того времени.
Я это могу объяснить и понять только за счет апелляции к идее «мирового разума», фиксации каких-то удивительно тесных органических связей между всеми слоями мышления и деятельности, этого процесса непрерывного отображения любой новой идеи в формах всего другого. И в этом плане удивительной подвижности мышления и деятельности, проницаемости каждого его слоя по отношению к другим. Я, конечно, понимаю, что вы можете выдвинуть много возражений, указать на множество барьеров, границ, которые создают взаимную непроницаемость, взаимонепонимание, создают представления о каких-то очень жестко организованных потоках традиций, которые не соприкасаются с другими традициями, не учитывают всего того, что там происходит и т.д. И это тоже есть. Я бы ответил, что все это есть.
Но мышление и деятельность, остаются одним целым. Каким-то образом любая проблема, поставленная в одном слое, любые новые идеи, новые мыслительные формы достаточно быстро распространяются по всему миру, по всему целому мышления и деятельности, всюду находят свое отражение, и последующая рефлексия вынимает их оттуда, фиксирует как существующие, даже в точках очень далеких от тех, где они действительно были выявлены, осознаны, поставлены впервые и особым образом оформлены.
 
Мы приходим к мысли, которая случайно, по вине редактора, оказалась зафиксирована в книге Мамардашвили. Есть много разных форм организации мышления и деятельности и есть единое в своей целостности содержание, которое живет в этой целостности, в том, что может быть названо «мировым разумом».

Вот этот штрих, который я не фиксировал в прошлый раз, с моей точки зрения очень четко задает рамку для понятия методологической рефлексии и для того подхода, который Георгий Петрович отчетливо прокламировал уже в середине 60-х годов. Мы с вами читали эти тексты 66-го, 67-го года и затем реализовал в целой серии работ, пиком которых является статья, которую я цитировал в прошлый раз. Статья, которая опубликована в сборнике «Системные исследования», 81-го года – «Принципы и общая схема методологической организации системно структурных исследований и разработок». Прошлый раз я уже начал цитировать эту работу. Сегодня продолжим это занятие, сфокусировавшись на трех моментах. Первый, самое начало статьи, описание Георгием Петровичем современной социокультурной ситуации и тех моментов этой ситуации, которые востребуют методологическую рефлексию и методологическое мышление. На странице 91, сборника «Избранные труды», где опубликована перепечатка этой статьи, мы читаем:

«На наш взгляд в современной социокультурной ситуации можно выделить, по крайней мере, восемь моментов, имеющих самые непосредственные связи с системным движением.
Первый из них это процесс все более углубляющейся дифференциации наук и профессий. Прогрессивный в 18 и 19-м веке, он привел сейчас к оформлению массы изолированных друг от друга научных предметов, каждый из которых развивается независимо от других. Эти предметы, сейчас, не только организуют, но и ограничивают мышление исследователя. Приемы и способы мышления, новые техники и методы, созданные в одном предмете, не распространяются на другие. В каждом из научных предметов создается своя онтологическая картина, не стыкующаяся с онтологическими картинами других предметов. Все попытки построить единую картину нашей действительности наталкиваются на большие трудности.
Второй момент это существование узкоспециализированных каналов трансляции разделенной на части предметной культуры. Современный математик плохо знает и понимает физику, не говоря уже о биологии и истории. Филолог, как правило, не знает математики и физики, но столь же плохо разбирается в истории и ее методах. Уже в школе мы начинаем делить детей на способных к математике или к литературе. Идеи общего образования все более разрушаются идеей специализированных школ.
Третий момент это осознание того факта, что философия лишилась своих средств управления наукой и потеряла роль координатора в развитии наук, роль посредника, переносящего методы и средства из одних наук в другие. Это обстоятельство выяснилось уже в первой четверти 19-го столетия и стало предметом специального обсуждения. Много внимания уделяли ему в своих работах Маркс и Энгельс, по новому определившие функции философии в отношении естественных и гуманитарных наук. Потеря непосредственной связи с философией заставила различные науки выработать свои собственные формы осознания, свою собственную частную философию. Это дало базу различным формам позитивизма, а в последнее время породило, так называемый сциентизм.
Четвертый момент оформление инженерии как особой деятельности, объединяющей конструирование с различными формами квазинаучного анализа. Традиционные академические науки, развивавшиеся во многом имманентно, оказались оторваны от новых направлений инженерии, и это заставило инженеров создавать новые знания особого типа, не соответствующие традиционным образцам и стандартам. Теория информации и кибернетика лишь наиболее яркие образцы таких систем. Одновременно появилась и стала активно обсуждаться проблема соотношения конструирования и исследования.
Пятый, очень важный момент это продолжающееся выделение внутри деятельности и обособление различных производственных технологий, приобретающих самодовлеющее значение и становящихся, как бы, новым принципом и объективным законом в организации всей нашей жизнедеятельности и, в конечном счете, подчиняющих себе и деятельность, и природу и поведение людей. Обслуживание этих технологий становится важнейшей необходимостью и чуть ли не основной целью всей общественной деятельности. Вместе с тем, непрерывно формализуются и приобретают все большее значение технологические формы организации деятельности, распространяющиеся также и на мышление.
Шестой момент становление, оформление и частичное обособление проектирования как деятельности особого типа. В результате еще резче встал вопрос о связи и соотношении, собственно, проекта и проектных и исследовательских разработок. Проектирование непосредственно и со всей полнотой столкнулось с соотношением естественного и искусственного в объектах своей деятельности. Ни одна из этих проблем не нашла решения в рамках традиционных наук.
Седьмой момент увеличение и усиление роли в нашей общественной жизни организационно-управленческой деятельности. Эффективность ее зависит в первую очередь от научного обеспечения. Однако, традиционные науки не дают знаний, необходимых для этой деятельности. Объясняется это, прежде всего, сложным, синтетическим или как говорят, комплексным характером этой деятельности и аналитическим или абстрактным характером традиционных научных дисциплин.
Восьмой момент тоже особенно важный. Становление и оформление наук нового типа, который грубо можно было бы назвать комплексными науками. Сюда нужно отнести науки, обслуживающие педагогику, проектирование, военное дело, управление. Сейчас эти сложные виды практик обслуживаются несистематизированными агломерациями знаний из разных научных дисциплин. Сама сложность и многосторонность этой практики, ее ориентация одновременно и на нормативный, искусственный, так и на реализационный, естественный планы деятельности, требует теоретического объединения и теоретической систематизации искусственных и естественных знаний, чего никак не удается достичь.
Все эти моменты, характерные для современной социокультурной ситуации порождают общую контр установку. Дифференциация наук порождает установку на их объединение и создание соответствующего этой цели плацдарма. Профессионализация образования порождает установку на общее политехническое или университетское образование, стимулирует разработку необходимых для этого обобщенных и универсальных систем знаний. Кризис традиционного философского сознания и потеря старой, классической философией управляющей роли по отношению ко всей науке породили идею такой перестройки самой философии и всех наук, при которой философия могла бы восстановить связь с науками и вернуть себе свою прежнюю, главенствующую роль в мире мышления.
 
Конечным образом, из противодействия складывающейся ситуации выдвигается требование установления органичных и эффективных связей между инженерией и наукой, а вслед за этим появляется требование комплексной организации естественных, технических, гуманитарных и социальных наук. Все эти моменты современной социокультурной ситуации, в общем, хорошо известны и мы отмечаем их здесь лишь для того, чтобы указать на связь между ними и системным движением. Дело в том, что на системный подход, независимо от того, фиксировалось это или нет, с самого начала возлагались надежды, что он решит эти проблемы. Что он интегрирует распавшиеся части науки и техники, выработает общий язык и общие методы для всех областей мышления и деятельности, наконец, в пределе создаст единую действительность для современной науки, техники и практики. По сути дела, это те же надежды, которые в тридцатые возлагались на физикализм, а в 50-е на кибернетику. С нашей точки зрения все эти надежды в отношении нынешних вариантов системного подхода столь же неоправданны, как и предшествующие надежды на физикализм и кибернетику. Но нам здесь важно не то, оправдывают или не оправдывают существующие варианты системного подхода и возлагаемые на них надежды, а другой, можно сказать, обратный аспект проблем.
Те требования к системному подходу, которые выдвигает сложившаяся социокультурная ситуация, эти требования мы хотим положить в основу наших рассуждений. Если установка на интеграцию и синтез различных деятельностей фиксируется как факт и если она принимается как ценность, по крайней мере, для мыслительной работы, то дальше следует обернуть задачу и обсуждать строение того продукта, который должен быть получен в системном движении, если его целью, действительно, станет достижение такого синтеза. И только после решения этого вопроса мы сможем приступить к анализу средств системного мышления, его категорий, основных понятий и методов и таким образом получить данные для ответа на вопрос: а может ли системное движение создать подобный продукт?
Необходимо подчеркнуть, что такое оборачивание задачи создает совсем иной план и стиль анализа. Он будет касаться не того, что реально создается сейчас в системном движении, а программ и проектов, выдвигаемых разными группами профессионалов, участвующих в системном движении, обоснованности этих программ и проектов и их реализуемости.
Это будет, с одной стороны, критика уже существующих программ, а с другой стороны, выдвижение новых, с нашей точки зрения более перспективных.
Первая, критическая часть этой работы, была уже проделана в какой-то мере нами и в некоторых частях опубликована, поэтому здесь мы остановимся только на второй ее части. Мы постараемся в самых общих чертах охарактеризовать существо нашей собственной программы, которую можно обсуждать в рамках системного движения наряду с другими программами и проектами.
И это программа построения системно-структурной методологии. Главная идея нашего предложения состоит в том, чтобы объединить разработку системного подхода с разработкой новых приемов и способов мышления, которые мы называем методологическими. При этом мы исходим из того, что системные проблемы и задачи по своему происхождению и специфике являются не объектными, а предметными. Они возникают в ситуации, когда нужно соотнести и связать друг с другом разнопредметные представления одного объекта. Именно эти проблемы и задачи, с нашей точки зрения, порождают специфически системную технику мышления, в частности в исследовании, проектировании, планировании и управлении. И эта техника остается действенной и эффективной только в движении от множества разрозненных представлений объекта к единому и целостному представлению.
Когда эти условия исчезают, и мы получаем однородное, конструктивно развертываемое представление объекта, тогда системная техника мышления становится ненужной и системные проблемы и задачи снимаются. Иначе говоря, системная проблематика и системное мышление, с нашей точки зрения, существует там и только там, где сохраняются несколько разных предметов, и где мы должны работать с этими разными предметами, двигаясь, как бы, над ними и по ним, добиваясь связанного описания объекта при наличии множественности фиксирующих его предметов. В этих случаях, очевидно, мы уже не можем находиться внутри этих предметов и действовать по имманентным для них законам, а должны выскочить за эти границы, работать особым образом, связывая между собой элементы разных предметов либо для целей частной практики, либо для широких теоретических целей.
Но тогда, естественно, мы приходим к вопросу, каковы же те организованности исследовательской и проектной работы, более широко, организованности мышления, организованности, которые дают нам возможность ассимилировать предметы и описывать объекты не сквозь призму какого-то одного предмета, а учитывая сразу много предметов. Учитывая особенности каждого из них, и в месте с тем, особую точку зрения, отличную от каждого предмета и превращающую сами эти предметы одновременно как в функциональные элементы машины нашего мышления, так и в объекты нашего мышления и деятельности оперирования.
С нашей точки зрения, специфические организованности, решающие эти задачи и есть организованности методологического мышления и методологической работы. Они не должны отождествляться не с собственно философскими, ни со специально-научными формами организации мышления и деятельности. Поэтому далее мы должны подробнее рассмотреть специфические характеристики методологической работы и возможный проект организации и построения системно структурной методологии».

Дальше фрагмент текста, который я уже зачитывал в прошлый раз. Мы, как помните, дошли с вами до общей схемы организации системно-структурной методологии и до вытекающего из этой схемы, более развернутого представления о простейшем научном предмете, в котором уже было, как вы наверное помните, не пять, не шесть, а девять блоков, что с моей точки зрения отражает просто историю рефлексии. Т.е. рефлексия направляется на новые образования, на новые типы организованностей, и после того, как она их разложила и пересобрала, можно выносить это все на верстак методологической рефлексии. И вот на странице 102-103, еще раз возвращаюсь к тому, как Георгий Петрович описывает это пространство, методологической рефлексии.

«В предшествующих рассуждениях было установлено, что методологическая работа, направлена на деятельности практические, инженерно-проектные, исследовательские, управленческие и т.д. А также их организованности. Она должна обеспечить их построение, организацию дальнейшего развития.

 

Это носит содержательный характер и осуществляется на материале отдельных предметов: научных, инженерных, управленческих и т.д. Поэтому на схеме блоки предметов, вырастающих над практиками разного рода, схватываются частными системно-структурными методологическими разработками. Но, естественно, что методологическая работа может ограничиться только этим. Ведь частные системно-методологические разработки, будь то в физике, теории управления или психологии не могут дать общего понятия системы и не могут привести к созданию методов системной работы, равно применимых во всех предметах.
Следовательно, нужны еще слои методологической работы, которые обеспечивают все частные методологические разработки общими понятиями, общими онтологическими картинами и логиками системного мышления. Таким образом, мы получаем четыре слоя деятельности, каждый из которых как бы надстраивается над предшествующим и ассимилирует его:
слой практик, включая туда инженерно-конструкторские, организационно-управленческие и проектные, педагогические и другие разработки,
– слой научных, инженерных, оргуправленческих, проектных и других предметов.
– третье, слой частных методологических разработок и, наконец,
слой общей методологии».

Пропускаю возврат к более широкой трактовке простейшего научного предмета из девяти блоков, цитата на странице 105.

«Выше мы уже подчеркивали, что методологическая работа не может быть сведена к одному лишь конструированию и проектированию. Она соединяет конструирование и проектирование с исследованием. Поэтому, кроме слоя методологического конструирования и проектирования, в системе методологической работы обязательно должен существовать, по меньшей мере, еще один слой – слой исследований. По своему строению методологические исследования это исследования особого типа. Поскольку объектами их являются не физические, химические или биологические явления, а научные предметы, т.е. знания из тех или иных наук вместе с объектами этих знаний и вместе с деятельностью порождения и использования этих знаний.

В силу этого мы должны здесь говорить об исследовании, которое отличается от естественнонаучного прежде всего спецификой своего объекта. Но специфика объекта изучения влечет за собой специфику средств и методов исследований, и поэтому точно также мы можем и должны говорить о специфики технологий методологических исследований. Чтобы связать эти утверждения с дискуссиями, происходящими сейчас внутри системного движения, мы напомним тезисы, выдвинутые Клиром и Садовским в 72-м, 74-м годах. Общая теория систем является не теорией, а метатеорией. Это значит, что на вопрос о том, что же является объектом понимаемой таким образом общей теории систем, должен последовать ответ: понятие, языки, методы, проблемы других наук. Если оставить в стороне вопрос о целесообразности и правильности использования здесь термина метатеория и учитывать только суть дела, то можно сказать, что главное здесь нащупано и выражено. Хотя общая теория систем это не естественнонаучное исследование, но все же исследование. И будучи исследованием, оно сильно отличается от традиционного, естественнонаучного. На наш взгляд Клир и Садовский имеют в виду именно методологическое исследование. Это исследование целиком входит в систему методологической работы, этим определяется его специфика, но оно не в коем случае не исчерпывает ни методологической работы в целом, ни даже методологического анализа, ибо наряду с ним в методологии есть и другие формы работы, о чем мы будем говорить дальше.
Эта форма, называемая методологическим исследованием, определена, во-первых, своей ориентацией на научные, инженерные, оргуправленческие и другие предметы, а, во-вторых, своей функцией обслуживания, методологической, конструктивной и проектной работы. Мы должны представить ее в виде блока, охватывающего все то, что исследуется. Кроме того, в состав системно-структурной методологии должен войти еще один слой работы, назначение которого состоит в том, чтобы осознать и систематизировать собственную организацию методологической работы. Этот блок организует системно-структурную методологию как некоторое целое, связывая и объединяя воедино методологическое и системно-структурное конструирование и проектирование со всеми обслуживающими его знаниями. Поэтому мы можем назвать его слоем метаметодологии или, точнее, системной авторефлексией методологии.

Этот слой работы связывает системно-структурную методологию с более широкими, объемлющими ее системами: с философией, всей культурой, накопленной в ходе исторического развития. По сути дела, это и есть слой собственно методологической рефлексии, охватывающий все другие компоненты методологической работы и создающей специфику методологической организации мышления и деятельности.
Пока что мы не можем характеризовать его через специфику используемого языка, понятий и процедур методологического мышления. Но мы уже определенным образом ухватили и выразили его в соорганизации связей объектов методологической рефлексии, а дальше задача будет состоять в том, чтобы сформировать средства и методы методологического мышления как соразмерные организации его объектной области и пространства его потенциальных и актуальных объектов.
Таким образом, смысл всей описанной нами схемы может быть резюмирован в одном утверждении. Если мы хотим рассматривать и характеризовать структуру и формы организации методологии системно-структурных исследований, то должны исходить не из схемы научного предмета в его основных функциональных единицах, представленных на схеме два (схема с девятью блоками), а совсем из иной схемы организации мыследеятельности, той, которая представлена на схеме один.
Схема 2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ П.Г.Щедровицкий/ лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" //  схема научного предмета как мегамашина по производству знаний

 
Схема 1.
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ библиотека/ П.Г.Щедровицкий/ лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода" // общая схема организации системно-структурной методологии
И рассматривать методологию как сверхпредметную структуру, охватывающую как предметы, так и практики разного рода и предполагающую не одно какое-то отношение к ним, а массу разных отношений: исследовательское, конструктивное, проектное, рефлексивное, организационное и т.д. Основную субстанцию, если только так можно выразиться, этой системы образует методологическая рефлексия, которая захватывает практики разного рода, обслуживающие их предметы. Скажем для геотехники – геология, для электротехники – теория электричества, психотехники – психология. В этих практиках и предметах разного рода системно-структурная и методологическая рефлексия выделяет системные проблемы, затем в соответствии с разными мыслительными отношениями оформляется в разные типы и виды мышления: программирующее, проектное, конструктивное, исследовательское, организационное.
Все эти различные типы методологического мышления выявляются, оформляются и организуются внутри рефлексии из ее собственной субстанции и субстанции захваченных ею практик и предметов. Кроме того, все эти организованности методологического мышления сорганизуются еще друг с другом в определенные кооперативные структуры, соответствующие линиям циркуляции их продуктов в пространстве методологии. Методологическое программирование поставляет во все другие подразделения методологии программы, методологическое проектирование – проекты практик и предметов, методологическое конструирование системы структурной онтологии – средства системно-структурного анализа, т.е. системную графику, понятия, описывающие употребление этой графики в мыслительной работе, основные категории, процедуры и методы системного мышления. А методологическое исследование – знания о системно-структурных аспектах практической и предметной работы».

Теперь чтобы создавалось некое ощущение, мы вернемся в 67-68 год. Итак, ту же самую мысль Георгий Петрович излагает в сборнике 67-го года о структуре науки, полностью перепечатанном из «Педагогики и логики» в виде маленького параграфа, который называется: «Методология и теория деятельности».

«Хотя методическая деятельность уже получила в качестве своих средств естественнонаучные знания и исторические описания норм деятельности их, как мы уже говорили, недостаточно…»

Вы помните это рассуждение, когда он выводит из ситуации разрыва практической деятельности функцию методологической работы.

«… их недостаточно для проектирования новых типов действия. Третий вариант методологической работы остался, по сути дела, без социализированных средств. Этот недостаток может быть частично восполнен с помощью науки о деятельности – специальной методологической дисциплины, изучающей всю область методической действительности, т.е. полные структуры деятельности со всем набором их элементов и связей. Эта наука во многом отличается от естественных наук. Хотя как и они, должна устанавливать внутренние законы жизни своего объекта. Но это будет уже не столько вечные и неизменные варианты деятельности, сколько законы и механизмы ее исторического развития.

Знания из теории деятельности позволяют, первое, прогнозировать структуры деятельности, возможные для каждого этапа будущего развития. Каждый раз, исходя из предположения, что те или иные из сложившихся законов и механизмов развития останутся неизменными. Второе – сравнивать заданные таким образом состояния с теми, которые нужны людям в плане достижения тех или иных идеалов. Третье – выявлять характер воздействий на структуры деятельности, который нужно произвести, чтобы исходя из данного состояния деятельности достичь идеалов.
Наука о деятельности использует в качестве своего эмпирического материала исторические описания норм деятельности и превращает их в научную или теоретическую историю. Т.к. наука о деятельности может делать объектом своего изучения не только структуры практической деятельности, но и любые надстройки над ними, в том числе и саму методологическую деятельность со всеми ее возможными подразделениями, то она и является метаметодологической дисциплиной, как бы замыкающей всю рассматриваемую нами структуру деятельности извне».

Теперь важный переход.

«Другими словами, теория деятельности является последним основанием всякой методологии. Любые дифференциации методологической работы, в том числе в научных исследованиях и обслуживающих их методологий, должны, следовательно, идти как бы внутри области, охватываемой теорией деятельности, а затем отражаться в этой теории или наоборот, сначала планироваться в теории, а затем отражаться на структуре самой деятельности».

И вот теперь, 15 августа 78 года, Георгий Петрович пишет:

«До сих пор, даже в нашем собственном кругу, недостаточно прочувствована и продумана мысль, что ММК создал совершенно новую действительность, как бы, перпендикулярную к действительностям всех традиционных исследований, в т.ч. и методологических. В этом главное отличие наших системодеятельностных методологических разработок, реализующихся сейчас уже в самых разных формах, как теоретических, так и методологических.

 

Сюда надо будет отнести деятельностный подход в логике, деятельностный подход в эпистемологии и т.д. Эта перпендикулярность была достигнута за счет использования и соединения двух групп средств – структурных и деятельностных. Причем, именно в таком порядке. Это обстоятельство определяет вид и способ формальности в системной методологии».

Вспомните то, что я говорил в прошлый раз.

«Но этот момент еще должен быть тщательно проанализирован и объяснен в особенности в плане отношений между знаками элементов и знаками структурных связей».

К вопросу о графическом языке.

«Дело в том, что когда мы изображение элемента превращаем в точку, мы как бы снимаем его особое и самостоятельное существование как элемента в другом существовании – как оперативного момента в структуре. Как, скажем, преобразователя в процессе, узла сочленений в конструкции и т.д. В особом контексте и в особой форме этот момент должен быть проработан для системодеятельностных представлений. Здесь главным станет вопрос о деятельностной интерпретации и связи относительно элементов, трактуемых как единицы деятельности. Нужно специально отметить, что обсуждение и решение этого вопроса является необходимым условием и предпосылкой исследования связей кооперации, как, впрочем, и всех других предметно ориентированных проблем и тем. Здесь безусловно окажется, что нужен еще другой язык.
Скажем, монадно-целостного типа, в котором снимаются структурные представления. В этом плане очень интересно посмотреть идеи и работы Лейбница. Возможно, это будет язык вложенных друг в друга матрешек. Но вполне возможно и то, что язык матрешек – это только подъязык системно-структурного анализа. А именно та часть общего языка, в котором учитывается динамика характеристик целостности.

Важно так же, что процедуре свертывания элемента в точку должна соответствовать обратная процедура развертывания точки в элемент, а значит разделение точки на место и наполнение, выявление материала или наполнение места материалом, анализа взаимоотношения между местом и наполнением и т.д., что мы часто прорабатывали в системно-структурной методологии. В плане всех намеченных выше пунктов нужно вновь просматривать историю ММК. Но главным должно быть восстановление истории и становления самой этой перпендикулярности. По-видимому, решающим здесь было использование структурных схем…»

Вспомните, с чего я начинал прошлую лекцию.

«… которое началось примерно с 1952 года и стало основным направлением формального и модельного анализа, по меньшей мере с 1954-го. Сама эта техника резко расходилась с формами осознания и понятийного сопровождения работы. Формулировка проблем, наверное, в очень интересной форме объединила и склеила и технику работы, и формы категориального и понятийного осознания ее. Поэтому прошло довольно много времени, прежде чем техника работы со структурными схемами выделилась в особый предмет исследования и была осознанна адекватно. Хотя уже с 1954 года, в других контекстах постоянно и непрерывно обсуждалась проблема связи. Отношение между этими двумя линиями должно быть проанализировано специально».

После этого такая схема: рефлексия техники работы, такой кружочек, полукруг, внизу написано: «Техника работы со структурными схемами». Рефлексия работы (онтология и т.д.), исследование связи, как особого предмета. Потом написано у АА (Зиновьева), у БА (Грушина), у ГП и затем такая фигурная скобка и написано: «Взаимодействие, соотнесение и связь этих двух линий».

(Схема…..)
 
По сути дела, связь в рефлексивно методологических работах, бралась как категория и как особый предмет мысли, и этот план связывался с методикой и технологией работы, как мне кажется, только в моих текстах. Т.е. только в связи с работой по конструированию структурных моделей, рассматриваемых мною предметов».

А теперь я хочу прочитать вам кусочек из книги Густав Густавовича Шпета. Он очень маленький. Называется эта работа «Внутренняя форма слова». Работа эта, наверное, 34-года, может быть и раньше.

«Важную роль у Канта призвано играть его в некотором роде замечательное учение о схематизме чистых понятий рассудка. Наполнение идеи у Канта небрежно и странно узко. Схемы – схемы времени. Оно подвергалось в деталях уничтожающей критике, даже со стороны многих кантианцев. Как всегда особенно резок был Шопенгауэр. Но сама идея и некоторые замечания к ней заслуживают внимания. Правильно развита, она могла бы быть основанием логики как учения о слово-понятии (логосе) и отправным пунктом положительной диалектики. Гегель считал учение о схематизме одной из прекраснейших сторон Кантовской философии: «Поскольку в нем ставится идея объединения абсолютных противоположностей: чувственности и рассудка». Но в то же время считал, что Кант не достиг цели. Получилось не чувственный рассудок, и не рассудочная чувственность, а рассудок и чувственность. Каждая из них сохраняет свою особенность, объединение же остается внешним и поверхностным. Вообще, это учение Канта вызвало значительную литературу. Некоторые итоги подводятся в статье (нем.), эта статья заслуживает полного внимания, она не спасает Кантианское учение о схематизме, но весьма способствует правильному пониманию. Кант, развивая свою идею, сообразно цели, примирения, воссоединения чувственности и рассудка, прибегает к целому ряду пояснительных терминов. Он говорит о подведении предмета под понятие, созерцания под понятие, о применении категории к явлениям, об употреблении рассудочного понятия, о синтезе воображения и правиле его, о приеме, методе, о некоторой монограмме чистого воображения, и, наконец, просто о некотором третьем, однородном и категории и явлению, что должно делать возможным применение первых ко вторым. Одно обилие разъясняющих терминов…»
 

Дальше я читаю, хотя на мой взгляд Шпет просто не понял, о чем речь.

«…и в особенности смыслов, указывает на то, что Кант подошел к проблеме исключительной важности. Но с другой стороны такая форма постановки вопроса дискредитирует путь, которым Кант дошел до нее. Если есть какое-то единство, однородность, тождество, то и проблема должна быть первой, до всякого разделения, что и было основной заботой после кантовского идеализма Шеллинга, Гегеля, и что, в сущности, составляет основное и главное условие самой возможности диалектики. Провозглашение проблемы после утверждения некоторого принципиального различия – свидетельство некоторой ложности в самом различении. Оно закрывает от нас какую-то непосредственную и первичную полную данность, а не разоблачает ее. Не даром Кант сам называл схематизм некоторым скрытым искусством в глубине человеческой души.
Но наибольшая опасность, конечно, в характеристике объединяющего момента как третьего, тут и вторгается пресловутый Тритос Аферетос, ненасытный, требующий нового третьего, между первым и третьим, нового между третьим и вторым и так до бесконечности. Неудача Канта в определении схем отдельных категорий завершает все его предприятие, еще раз подчеркиваю, несостоятельность этого пути.
Но в чем же заключается идея схемы? Есть ли положительный смысл у этого понятия? И в чем он? В самом термине, мне думается, дан на это некоторый предварительный ответ. Схема обозначает, прежде всего, внешний образ, фигуру, но затем и некоторый внутренний распорядок, как бы правила построения внешнего образа. В этом смысле уже греки называли схемой некоторое правило или порядок грамматических и риторических метафор и тому подобное. В таком же смысле схема применялась и для обозначения фигур силлогизма, некоторого порядка, правил расположения, зафиксированных в умозаключении. Думаю, с большой вероятностью можно предположить, что Кант заимствовал этот термин из силлогистики. Схемы или фигуры силлогизма, как известно, определяются положением среднего термина, и в этом смысле Кант и мог бы говорить о чем-то третьем, и поэтому такую роль в его изложении играет понятие «подведение», которое Кант понимает не в смысле логического учения о предложении – подведения субъекта под предикат, а в смысле учения о силлогизме, подведения данного положения под правило.

Это не образ эмпирического воображения, подчеркивает Кант, а скорее правило, которое делает возможным составление самого этого образа, некоторый общий прием или метод воображения, при помощи которого создается образ к данному понятию. Так, например, схема треугольника означает правило синтеза воображения по отношению к чистым пространственным образованиям.
Идея схемы, таким образом, достаточно ясна. Но чего хотел Кант достигнуть с ее помощью, что кроется за бесцветными метафорами: объединение, подведение, посредничество? Ответ самого Канта также чрезвычайно важен для нас: категории без схем суть только функции рассудка применительно к понятиям. Но они не представляют никакого предмета, а следовательно, это понятие, не имеющее никакого предметного значения, лишенное живого смысла, скажем мы. По собственным словам Канта, схемы чистых понятий рассудка суть истинные и единственные условия, которые могут доставить этим понятиям отношения к объектам, т.е. значения».

Прежде чем я перейду к изложению заключительного параграфа этого семестрового курса, я готов выслушать вопросы.

 
 
  Ответы на вопросы  

 Данилова В.Л. Вопрос по касательной. Как я поняла, что позиция Георгия Петровича заключалась в том, что с одной стороны он полагает единство мыследеятельности, т.е. мирового разума…
Щедровицкий П.Г. Да, мирового разума, и всем общим категориям придает предметную форму интерпретации, т.е. значения.
Данилова В.Л. Подожди, это у меня где-то в другом месте.
Щедровицкий П.Г. Почему в другом? Ну, как можно все соединить в мировом разуме? При том, что мировой разум состоит из сущностей, не имеющих объектов. У вас же нет денотатов под общие категории. У вас мышление беспредметно. А мышление, претендующее на то, чтобы мыслить все, беспредметно в квадрате.
Данилова В.Л. Т.е., тогда ты говоришь, что с одной стороны возникает проблема… категорий, а с другой стороны, проблема синтеза предметных представлений и вся проблематика синтеза знаний.
Щедровицкий П.Г. Да. Естественно, но смотри, синтеза в том смысле, в котором Шпет пишет.
Данилова В.Л. Как синтеза воображения и, соответственно, метода…
Щедровицкий П.Г. Ну, да. Чувственности, рассудка. Таким образом, оргдеятельностного синтеза. Не предметного синтеза, а оргдеятельностного.
Данилова В.Л. У него в этом смысле, в этом сложном слове оргдеятельностная, корень деятельность…
Щедровицкий П.Г. Ну, оргмыслительного. Или органтропологического.
А после этого, фактически, разрабатывается некий язык, некая особая теоретическая дисциплина под названием теория деятельности, которая поставляет этой функции, функции предметизации общих категорий соответствующие элементарные конструкции, алфавит.
Данилова В.Л. Но здесь у меня другой вопрос. На мой взгляд существует существенное различие между текстом 60-х и текстом 80-х годов как раз в том, что в 60-е замыкающая конструкция – это теория деятельности. Т.е., с одной стороны, она трактуется как исследование определенного рода, с другой стороны, онтологически определенна. А в 86-м, во-первых, исследование выделяется в одну из методологических дисциплин, а во-вторых, там же в качестве одной из методологических дисциплин становится онтологическое конструирование. Т.е. когда замыкающая рамка, методологическая рефлексия, освобождается от онтологической определенности.

Щедровицкий П.Г. Ну, да. Эта иллюзия создается за счет того, что на самом общем плане, ты уже манипулируешь такими единицами, элементарным составом которых можно уже пренебречь. Ты рисуешь квадратик, а в квадратике пишешь «Подход», но при этом, поскольку ты пользуешься принципом рефлексивного выхода и рефлексивного погружения и можешь войти внутрь этого квадратика, то, войдя внутрь, ты сталкиваешься с организованностями следующего порядка. Там может быть много чего. Весь вопрос в том, что у тебя это должно быть гомогенизировано. Ты должен иметь возможность представить их как организованности единого поля, о чем я говорил в прошлый раз специально с тем, чтобы двигаться поверх них и двигаться в них, на чем все время настаивает Георгий Петрович. Ты должен иметь возможность войти внутрь, и двигаться там. И ты должен иметь возможность выйти вовне, и превратить все это в целом в предмет рефлексии.
Данилова В.Л. Здесь я вижу на сравнении текстов 60-х и 80-х годов, эта гомогенизация возникает за счет абстрактных онтологических представлений. Категория деятельности, абстрактная онтология деятельности. А может быть за счет абстрактности системных представлений. И это какой-то другой тип абстрактности, поскольку это не отвечает на вопрос…
Щедровицкий П.Г. Я специально обращал ваше внимание, что понятие организованности есть оператор связи системного и деятельностного подхода. Один раз мы говорим «организованность» в смысле результат наложения функционального слепка на материал. Это организованность материала в системном представлении. А другой раз мы говорим «организованность деятельности». Т.е. придаем ей совершенно другую функциональность. Уже в тех или иных структурах, актах, системах деятельности. Т.е. мы говорим «организованность деятельности – цель». А поскольку у нас разные материалы, разные организованности материала, могут играть разные функции в подструктурах деятельности, получается очень сложный язык.
Данилова В.Л. Это я понимаю…
Щедровицкий П.Г. Нее, вот как ты говоришь: «Это я понимаю», это наверное… Понимать с какого-то момента, начинают все. Когда раз 50 повторишь, все начинают то ли понимать, то ли у них начинает возникать иллюзия того, что они понимают. А вот мыслить так чрезвычайно трудно.

Данилова В.Л. То, что мыслить вообще трудно, это я знаю, а вот, смотри, когда я начинаю обсуждать эту альтернативу как альтернативу деятельностного и системного подхода, как два решения проблемы гомогенизации, я обдумываю вопрос о том, насколько на этом месте необходим деятельностный подход. Т.е., например, вот эта онтология единого разума, который вдобавок еще голографически организован – целое отражается в каждой из своих частей, это совсем не то, что отражено в деятельностном подходе.

Щедровицкий П.Г. Почему? Я не понимаю почему? На каком основании ты это утверждаешь? Наоборот, именно потому, что мышление последовательно осваивает разные типы предметностей и накоплен исторический опыт их мыслительного освоения, методологическое мышление получает доступ к различным формам мышления, имеющих внутри себя этот опыт, и получает доступ к любой организованности. И в этом смысле реализуется принцип мирового разума. Что значит доступ? Это и значит: могу мыслить ЭТО. За счет вот этого принципа матрешек.
Данилова В.Л. Под предметностью мы понимаем деятельность. Но ведь это же одна из мелких внутренних матрешек?
Щедровицкий П.Г. Теория деятельности? Или деятельность?
Данилова В.Л. Онтология деятельности и ее выражение в теоретических представлениях.
Щедровицкий П.Г. Ну, подожди, просто в 68-м году он говорил теория деятельности, а в 81-м, он на это уже сказал бы теория мыследеятельности. Какая разница?
Данилова В.Л. Если ты здесь отстаиваешь необходимость какой-то онтологической определенности мышления, деятельности, мыследеятельности и сам системный подход, для тебя важно, и то и другое?
Щедровицкий П.Г. Да, и более того, ты же обязан придать этому единый субстанциональный статус. Иначе ты не можешь сказать, что все это можно мыслить одним способом. Отсюда вот эта предельная формула, что все есть мыследеятельность. Или ее эманации.
Алейник В. Можно еще раз? Как формулируется проблема предметности как общей категории?
Щедровицкий П.Г. Не как формулируется проблема предметности как общей категории, а как мы мыслим то, что не имеет денотата?

 
Алейник В. Таким образом утверждается, что так мыслить не возможно?
Щедровицкий П.Г. Утверждается, что для того, чтобы образовывать смысл и значение, нужно подставить какой-то денотат. Наделить или нагрузить общую категорию какой-то предметностью, создающей значения или возможность образования значения.
Алейник В. А соответственно решение этой проблемы или то, что обсуждается на прошлой лекции, например, идея субстанциональности деятельности, которая ставит…
Щедровицкий П.Г. Ну, да. Вернулись назад, и в этом смысле, можно сказать так: Кант поставил эту проблему, утверждал, что эту задачу решают схемы (схематизмы), но не построил этих схем и схематизмов для мира мышления. Он сказал, есть нечто третье, что опосредует объекты и категории. Это суть схемы. И эти схемы и есть способ подстановки или подведения предметности общих категорий или полагания или подразумевания предметности общих категорий. И это одновременно обуславливает решение задачи связи чувственности и рассудка. Схемы дают возможность связать чувственность и рассудок, потому что они общим категориям и общим понятиям дают чувственно схватываемые аналоги. Но языка схем он не построил.
Обратите внимание на эту формулировку: учение о схематизме, пишет Шпет, если бы он его правильно развил, могло бы стать основой общей логики и даже диалектики. Очень, кстати, перекликающаяся постановка по сравнению с работой 54-го года. Ведь Георгий Петрович не читал Шпета. Я вас уверяю. Между прочим, Шпет двигается в очень похожем направлении. Только вместо графикации, он занимается метафоризацией. И в этом смысле у него интерес к естественному языку, его каким-то уровням и т.д. Он не ушел в другой тип языка. Он не начал решать это, и не случайна его критика третьего. Он говорит, третье не нужно. А Георгий Петрович вводит третье. Он вводит опосредующую знаковую систему, между категориями и объектами. И вводит ее, еще раз смотри Вера, вводит ее за счет идеи деятельности.
Алейник В. Скажите, а когда не было идеи деятельности, а были вот эти этажи замещения, разве это не то же самое делалось, просто в рамках другой идеи и через другие знаки?
Щедровицкий П.Г. Но они не претендовали на всеобщность. Это была схема знания. Это решалась конкретная задача. А дальше возник вопрос о том, что за тип структурного изображения мы применили в данном случае? Какой статус в нем несут элементы структурные и связи между ними? Возник вот этот системно-структурный вопрос: что из себя представляют структурные схемы, как они должны рисоваться. Как схватываться? И пошла некоторая возгонка. Он говорит, вопрос о статусе связей и интерпретация связей как важнейшего момента в структурных изображениях, переход от структурных представлений к структурно-функциональным, а потом к системным в широком смысле слова шел первым, а деятельностный шел вдогонку. Но как только появилась идея деятельности, выяснилось, что вот эта наработанная операционалистика интерпретации структурных схем и их элементов и связей может быть положена в основу прорисовки единого поля окружающих нас предметов и явлений. За счет того, что мы все их рассматриваем, как своеобразные проявления организованностей и единой субстанцией деятельности, и в этом смысле любая структурность есть часть другой структурности, более общего порядка.
Алейник В. Т.е. фактически, вот эта идея деятельности, она была решением проблемы синтеза разных предметов, но не…
Щедровицкий П.Г. Абстрактного. Она была абстрактным вариантом решения.
Алейник В. Онтологическим.
Щедровицкий П.Г. Да, на общем уровне. Как любил говорить Георгий Петрович, если ребенку дают задачу: из пункта А в пункт Б вышел поезд со скоростью такой-то, а из пункта Б в пункт А вышел поезд со скоростью такой-то, а между двумя городами расстояние такое-то, то где они встретятся? Он говорит, когда ребенок осуществляет решение задачи и отвечает, когда он ставит точку на этом отрезке, соединяющем пункты А и Б, а не тогда, когда он дает числовое значение. Способ решения в постановке точки. А числовое значение он потом посчитает по формуле.
Так и здесь, идея деятельности дает принципиальное решение. А конструктор деятельности дает конкретное решение. Но это вопрос исчисления. Это вопрос расчетов, формул и исследований. Конкретных форм деятельности. А абстрактная идея деятельности утверждает, что все то, что человечество мыслило как разное – человека, машины, общественные системы, формации экономические, межличностные отношения, знаки, знания, понятия, категории, технические устройства все это есть одно. Все это суть организованности одного и того же.
Поэтому мы можем их мыслить все вместе и по раздельности в едином подходе.
Вопрос. Здесь произошла социализация этого подхода, поскольку суть этих разных вещей…
Щедровицкий П.Г. Секунду, именно поэтому мировой разум возможен. Поскольку это, по сути, это все одно и тоже: мышление о любом фрагменте передается по всему этому. И то, что сделано по отношению к чему-то одному, имеет возможность распространяться, потому что оно переносимо. Это не есть мышление о разном. Это есть мышление об элементах, фрагментах, кусочках, исторических прецедентах одного и того же.
Алейник В. И это все рассматривается в естественном залоге?
Щедровицкий П.Г. Или в суперискусственном.
Алейник В. Это как?
Щедровицкий П.Г. Ну, раз это все одно и то же, это же может делаться. Проблема естественного – это же во многом проблема недоступности. Несхватывамости в своей особости. А так мы положили возможность доступа ко всему, мы можем сказать другое: мы сейчас не можем, мы сейчас не созрели для этого, у нас нет специализированных средств, у нас нет истории освоения этого. Но поскольку это все суть деятельность, то оно будет доступно через какое-то время, если правильно заняться.
Вопрос. Но интенциональность на социальность?
Щедровицкий П.Г. Да при чем тут социальность? Не имеет это никакого отношения к социальности.
     
§ 29 (продолжение)  

В книжечке «Процессы и структуры мышления» на странице 183 Георгий Петрович пишет:

«Для примера я нарисую какую-либо структуру. Скажите мне, где в ней начало и где конец? Вам придется ответить, что в ней нет ни начала, ни конца, она вся дана одномоментно и одновременно, как одно целое, во всей массе своих элементов и связей. Структура имеет определенное строение. Таким образом, подойти к операции, знанию, с точки зрения понятия структуры это значит начать анализировать ее строение, не заботясь о поисках начала и конца. Схемы, с этой точки зрения, призваны задавать некоторые единицы целостности. Именно поэтому связи между элементами в структурных изображениях имеют несколько иной смысл, чем в словесных описаниях.
Схемы фиксируют некоторые предметы или объекты мысли как одномоментно существующие, как полностью заданные, разложенные на составляющие. Именно появление структурных изображений позволяет описать целое и оперировать с ним как с целым. Ряд отношений, в частности, отношения и связи взаимодействия невыразимы в словесном описании. Связь принадлежит как элементам, так и целому. Переходя от блок-схемных изображений к принципиальным схемам, мы несколько преобразуем их содержание, выражаемое графически. Другими словами, существует большое число разнообразных графических средств изображения структур. Схемой является только такое изображение, правила чтения которого как бы вмонтированы и указанны в самой схеме».

И, собственно, в этом суть рассуждения Канта о схематизмах. Таким образом утверждаю, что в этот период появляется второй тип схем, и в этом смысле схемы научного предмета, вот эти блок-схемы, которые мы видим большой чередой вплоть до работ о методологическом мышлении и очень любопытные прото-блок-схемы, которые, например, приведены в статьях об игре. Там такие смешные блок-схемы. Там положены разные графемы – квадратики, кружочки, ромбики – и на них написаны какие-то слова. Например, написано «игрушки» на ромбике, а на квадратике написано «правила игры». А еще на каком-то квадратике написано «дети», ну, играющие дети.

Вот такой тип преддеятельностной схематизации, когда еще фактически не введена идея деятельности как субстанции и не осознано значение структурных схем как особого графического языка, где каждому типу графемы должен быть поставлен определенный тип деятельностных организованностей, он возникает поверх первых схем.
Помните, первые схемы другие, принципиально другие. Это схемы-гипотезы, это схемы разбора эмпирического материала. Это схемы-трафареты, как их называет Георгий Петрович. А вторые схемы, блок-схемы, они фактически прежде всего и в основном апеллируют к попытке структурного изображения неких единиц деятельности. При этом интерпретация каждый раз предполагает, что вот эта рамка наличия деятельности вообще позволяет разные типы организованностей схематизировать и класть в одно структурное изображение – как элементы и связи между ними.
Причем первоначально там тоже очень смешные связи. Просто стрелочки, стрелочки, которые идут от ребенка к правилам или от правил к игрушке. Что это за отношения такие? Т.е. языка еще нет. Есть вот этот промежуточный вариант блок-схемного выражения. Но очень четко играющий именно в линии схематизации научно-предметной организации и научных предметов. Пять блоков, шесть блоков, потом семь блоков. Кстати, обратите внимание, появление каждого из этих блоков – это результат очень напряженной работы по анализу специфики данного типа организованности. А потом очень, казалось бы, простое действие. Берем, рисуем квадратик – «проблемы». Ну что проще? Только нужно понимать, что этому предшествует несколько летняя попытка описать, что такое проблемы, что такое проблема, как единица мышления. Чем проблема отличается от задачи, от цели. Хотя сама по себе вот эта графическая процедура кажется очень простой. Нарисовали блочок, написали «проблема», а от нее две стрелки. Одна к целям, другая к онтологии. Идет последовательное освоение разных типов организованностей: исследовательское освоение, аналитическое освоение. После чего блок-схемный язык и идея деятельности как той всеобщей материи, субстанции, которая все это позволяет рассматривать как элементы одного и того же, позволяет нарисовать блочок и написать на нем его имя.
У меня все.
 
  Ответы на вопросы  

Данилова В.Л. Если мы различаем форму и содержание мышления, добавим принцип параллелизма, то… а содержание задается вот этой аморфной категорией, толи мышления как деятельности, толи мышления. А в 50-е годы схематический язык заполняет место содержания мышления, выполняет функцию идеальных объектов, а в области формы у нас будет как схематический язык, так и словесный. Скорее даже, словесный. Как ты говоришь, есть много текстов относительно того, как там живут проблемы и задачи, им соответствуют квадратик, на котором написано «проблемы», от него идет стрелочка к квадратику, на котором написано «онтология», тогда у нас эти квадратики помещаются скорее в плоскость содержания. Вот эти многочисленные исследовательские тексты о проблемах, задачах и т.д.
Щедровицкий П.Г. Я не думал в таком повороте. Потому что мне кажется, что… не знаю, я рассуждал несколько иначе. Что схема знания на примере одной конкретной организованности, осознанной позже, деятельности, на основе анализа одного конкретного образования в мире мышления. В последствии получившей категориальную интерпретацию как организованность мышления и деятельности, дает его внутреннюю структуру. А схемы второго этапа, дают нам понятие деятельности, которые заполняются медленно, потому что условием их заполнения является проведение различительной работы по отношению к тем организованностям, которые уже были подвергнуты более глубокому структурному исследованию. Оно другого масштаба, оно, грубо говоря – этап прорисовки структурной схемы знания, раскрытие одного блока, одной структурной единицы в мире мышления и деятельности.
Знание: рисуем квадратик и пишем «знание». В схеме акта деятельности, так и есть. Есть квадратик «знание». Для того, чтобы раскрыть внутреннюю структуру одного квадратика из схемы акта деятельности, понадобилось десять лет. Чтобы провести различение знания от других типов эпистемологических организованностей, понадобилось еще 10 лет. Но внутренняя структура многих из этих организованностей не была раскрыта до такой детальности. У нас нет схемы проблемы. У нас нет схемы цели. У нас нет схемы способностей. Но мы твердо знаем, что знания – это знания, а способности, цели или понятия, например – это не знания. Это организованности другого типа. И поэтому, в этом плане работа шла иначе. Она шла вот такими вот Левиновскими моделями полевыми.

Алейник В. ….
Щедровицкий П.Г. Ну да, потому что они стали работать с другими единицами деятельности.
Алейник В. И акцент был на то, чтобы прописать связи с другими блоками…
Щедровицкий П.Г. Да, да. И еще был некоторый, мы это отдельно будем обсуждать, понятие рефлексии и рефлексивного отображения. Это отдельная история, отдельная линия, которая задает определенные формы связи между различными организованностями в сложных структурах деятельности. Я бы сказал так: ни одна другая организованность не была исследована с такой же степенью детальности как знание. Хотя много раз делались попытки тех или иных интерпретаций их внутренних структурностей. В этом плане, я могу прочитать лекцию о целях, могу прочитать курс лекций о целях, могу прочитать курс лекций о проблеме, но никогда в дальнейшей истории кружка ни одна организованность не подвергалась столь подробному исследовательскому освоению. На таком обильном эмпирическом материале, с такими сложными типологическими рядами и с такими различиями в предметно исторических интерпретациях. И поэтому я считаю, что это схемы разных этапов, это разное понимание самой задачи схематизации.
Данилова В.Л. Здесь, возникает одно предположение, вроде бы в исследовании, в большой истории вмонтирована техника самопроблематизации и саморазвития, и похоже, что это та форма, не знаю толи мыследеятельности, толи деятельности, в которую вот этот внутренний механизм саморазвития, самопроблематизации встроен. Т.е., фактически, отказавшись от исследований и перейдя к онтологическому конструированию и проектированию, не оказался ли семинар заложником того, что механизмом проблематизации стала исключительно актуальная коммуникация? Соответственно, если есть в семинаре три, четыре лидера…
Щедровицкий П.Г. Это ты немножко про другое, но, судя по всему, как нормальная рабочая гипотеза с точки зрения эволюции истории кружковой формы и т.д. может быть. Хотя понимаешь, но это же смешно, я через Google искал свой участок в Латгеле. Я купил кусок земли в Латгеле и искал через Google. Ты там мышкой нажимаешь, а потом у него хлоп и написано, нет информации. Как бы он дошел до определенной разрешающей способности, а потом все, каюк.
Приблизительно также в схемах деятельности. Ты щелкаешь мышкой на блок один, входишь, там следующая структурность, потом снова щелкаешь, опять входишь внутрь, а потом там хлоп и сигнал: информация отсутствует, не загрузили. Ты говоришь, это результат того, что отказались от исследовательской процедуры и исследовательской аналитической работы на различном материале, строя вот эти структуры второго, третьего, четвертого, пятого уровня. Я говорю – да. Но обрати внимание, двигались-то не вниз, а вверх.
Данилова В.Л. Петр, я только… где-то после года 85-го принципиальные схемы стали появляться куда реже, чем раньше и и сейчас мы во многом эксплуатируем старые схематизмы и существующие идеи.
Щедровицкий П.Г. Ребят, научитесь схематизировать, будете строить схемы. Еще раз, я в прошлый раз специально говорил, что это определенного рода иллюзия. В Кружке была поставлена одна схема. Одна. И в этом смысле, это все одно и тоже. И по логике системно-функционального анализа они шли от схемы знания к интерпретации контекста существования знания. Проинтерпретировали этот контекст как деятельность. Дальше разложили эту деятельность на общую схему воспроизводства и частную схему акта или единицу. На единицу и общий процесс. И двигались таким образом вовне. Потому что их тащило к целому. Хотя безусловно, наверное, кто-то мог посвятить свою работу очень детальной проработке на различных видах эмпирических ситуаций связей отнесения. Т.е. одной стрелочки из схемы знания. И эту связь отнесения можно было, наверное, раскрыть более детально. Что, кстати, и делалось потом уже в коммуникативный период, но своеобразным образом. Их интересовал вопрос, а знания они, вообще, где существуют? И их вынесло в следующий уровень, и они схематизировали это в следующем уровне.
Ковалевич Д. А вот этот переход, от первого списка ко второму, он связан с некоторым формулированием методологической установки?
Щедровицкий П.Г. Смотри, не в формулировании. Дело не в том, что… смотри, оно связанно с осуществлением методологической установки. Оно связанно с самоопределением в качестве осуществляющего методологическую установку, которая призвана превратить все на свете в предмет методологической рефлексии и конструирования. А для этого это должно быть представлено как поддающееся рефлексии и конструированию, т.е. как обладающее одной природой, в греческом смысле этого слова, природой деятельности.
 
Вопрос. …..
Щедровицкий П.Г. Не понимаю, о чем ты говоришь. Я тебе говорю, а следующий ход к деятельности. От знания к деятельности. От знания к мышлению, от мышления к деятельности. Знание трактуется как единица организованности, несущая единицу организованности мышления, а мышление как тип деятельности или как способ.
Вопрос. …..
Щедровицкий П.Г. Может быть. У нас с этим, между прочим, когда мы создавали ЦСР «Северо-Запад», там помнишь, тоже были такие квадратики, и можно было в них щелкнуть и там появлялось изображение. Это результат освоенности. В этом смысле можно вернуться назад и сказать: это освоили, а это не освоили. Это требует доработки.
Давайте отпускайте меня. Вера, потом Коля. Да.
Данилова В.Л. Выход ко все большему и большему, глобальному целому, был основной для семинара, задающий его специфику, после…
Щедровицкий П.Г. Я считаю, что да. Начиная с 66-го, 67-го года.
Данилова В.Л. Не считаешь ли ты, что это движение может быть бесконечным?
Щедровицкий П.Г. Нет, не считаю.
Данилова В.Л.
Щедровицкий П.Г. Не знаю. Я считаю, что оно конечно. Можно даже сказать так. В 81-м году Георгий Петрович завершил этот путь. Он помыслил все: схемы пространственной методологической рефлексии, все положил в качестве квадратиков туда и, в общем и целом, на определенном уровне категориальной различительности мог, о чем угодном из этого свободно говорить. Если его кто-то спрашивал, а что такое …? Он говорил: вот это, вот это, вот это и вот это. А более подробно, молодой человек, это вам надо организовать свою исследовательскую работу и работать.
Данилова В.Л. А с другой стороны онтология мыследеятельности приводит интуитивно и требует выхода за ее пределы.
Щедровицкий П.Г. Поэтому, если вас что-то конкретное интересует, то исследуйте это, молодой человек. Занимайтесь, посвятите этому свою жизнь и внесите свой вклад практически в практикование методологической рефлексии, а теоретически в освоение одной из этих организованностей или круга и группы или типа этих организованностей. Чем вы нынче занимаетесь? Системами управления? Прекрасно. Вот, работайте. Но я вам должен, молодой человек, сообщить: управленческая деятельность, она вот видите, третий левый квадратик в четвертом ряду.
Вопрос. ….
Щедровицкий П.Г. Нет, подожди. Богу – богово, кесарю – кесарево. Но если он овладел методологической рефлексией, то он может как в Google переходить с одного места на другое. И в этом смысле путешествовать по миру. Говорят, что сейчас подсоединят к нему online космическую связь и можно будет заглянуть к кому-нибудь в окно и узнать, что он там делает.
Верховский Н. У меня один вопрос, про эту часть…
Щедровицкий П.Г. Какая эта? Это валентность схеме акта деятельности. У нас с вами… Мы довольно долго будем обсуждать, что такое позиция. Значок позиции, как он появляется, откуда он берется. Как начинает менять темы. Обратите внимание, у нас с вами позиции еще не было. В цитатах они были, но вынуждено, я должен был брать некоторые схемы из будущего, но пока мы этого не обсуждали. И в этом смысле наш следующий семестр – это акт деятельности.
Сорокин К. Рефлексия там же или отдельно?
Щедровицкий П.Г. Ну, в общем, там. В этом блоке будет рефлексия.
Верховский Н. Это к тому, что будет презентация…
Щедровицкий П.Г. Слушайте, ребят, это же следующий семестр. Я над ним еще не думал. Не требуйте от лектора невозможного. Плохой лектор всегда знает, что он будет читать. А хороший он никогда не знает, даже когда он начинает читать лекцию.
Верховский Н. Второй вопрос, который я хотел задать, про эту схемку и ее принципиальное значение.
Щедровицкий П.Г. Какую из?
Верховский Н. Про схему многих знаний. Как я понимаю, что, собственно, на ней и замкнута ситуация, которая впоследствии требует методологической рефлексии?
Щедровицкий П.Г. Да, это та самая базовая онтология, основа самоопределения методолога. Что любой объект всегда дан нам через призму разных знаний, и в этом смысле он чреват проблематизацией, антиномичностью, требованием синтеза и пошло поехало. И всю действительность для них, в общем, задает.
Друзья мои, я двигался последовательно, поэтому не заставляйте меня пересказывать все последовательно. Вот я двигался, раз, два в серединку и туда вниз. А эта схема нарисована здесь только потому, что на ней, фактически, разделено табло сознания и верстак деятельности.
Следующая лекция где-нибудь в конце сентября.
Данилова В.Л. Что за текст 78-го года?
Щедровицкий П.Г. Это заметки. Это его рефлексивные заметки об истории Кружка.
     
 
     
     
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа Г.П. Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический кружок (ММК), организованный Г.П. Щедpовицким. В ММК специализируется в области методологии исторических исследований, занимается проблемами программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого"
- - - - - - - - - - - - - - - -
смотри сайт "Школа культурной политики":
http://www.shkp.ru
- - - - - - - - - - - - - - - -
источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился 17 сентябpя 1958 года в Москве, в семье русского советского философа Г.П. Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический кружок (ММК), организованный Г.П. Щедpовицким. В ММК специализируется в области методологии исторических исследований, занимается проблемами программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого Института Развития "Научный Фонд имени Г.П. Щедровицкого"
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 18 декабрь 2022
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 18 декабрь 2022

последнее обновление/изменение
05 январь 2023
18 декабрь 2022