главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение БИБЛИОТЕКА
тексты Московского методологического кружка и других интеллектуальных школ, включенные в работы PRISS-laboratory
Щедровицкий Петр Георгиевич
виталий сааков / priss-laboratory:
тексты-темы / тексты-годы / публикации
схематизация в ммк
 
вернуться в разделш библиотека  
     
 
  п.г.щедровицкий
 
  лекции "Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода"
   
лекция 32. (схематизация акта мыследействования)
    § 55 . (...)
    Ответы на вопросы
  сноски и примечания
   
     
     
  Щедровицкий Петр
Синтаксис и семантика графического языка СМД-подхода
 
  Москва, АНХ, 26 марта 2010 года  
лекция 32 (Схематизация акта мыследействования)  
§ 55/?? (1) Семиотический анализ схемы акта мыследействования  

Щедровицкий П.Г. Какие вопросы по прошлой лекции? Или у нас нет тех, кто задает вопросы? Остались только те, кто ходит сюда, как в клуб? Есть вопросы или нет? Почему нет вопросов?
Ищенко Р. Петр Георгиевич, мы с прошлого раза еще отойти не можем.
Щедровицкий П.Г. А-а-а... Ну, ладно, раз вопросов нет, то мы сегодня коротко с вами поработаем. Я не буду переходить к новой теме, поэтому продолжим обсуждение чтений лекций, которые Георгий Петрович читал в 84-м году по схеме акта деятельности. Попробуем сквозь призму этих лекций посмотреть на наши собственные вопросы и обсуждение, которые были в прошлый раз.
На третьей лекции, 11 марта 1984-го года, Георгий Петрович начинает эту лекцию следующим образом:

«На прошлой лекции я нарисовал схему акта мыследействования и рассчитывал ввести ее как средство и инструмент для методологической организации мышления и деятельности. При этом, поскольку у меня такая обширная программа, мне надо вводить одно за другим разные средства, я по некоторой наивности решил, что потрачу на это одно или два занятия, вы все это возьмете, и мы пойдем дальше.
И вдруг оказалось, что посыпалась серия вопросов в отношении этой схемы, вопросов на понимание ее. Я продолжил достаточно тупо, соответственно своей установке, отвечать на них, и стремился все прорваться вперед, поскольку по моему плану этим можно заниматься час, от силы полтора, поэтому я отвечал на все вопросы по возможности односложно. Вопросы эти росли. В результате в конце прошлой лекции у нас уже образовалась такая ситуация в которой, насколько я понял потом при рефлексивном анализе, все мои слушатели задавали вопросы в самую суть и существо дела. Однако я делал вид, что отвечаю, поскольку у меня была задача не вдаваться в подробности и детали, а прорываться вперед и дальше. Я хочу подчеркнуть, что это было по-своему оправдано, ибо у меня была своя программа, и я по ней шел.
Но потом, размышляя над этими вопросами и производя разбор сложившейся ситуации, я сообразил, что делать надо было прямо противоположное. Надо было остановиться, зафиксировать саму эту ситуацию как необходимую и типичную и начать на ней вводить различные средства научного и методологического анализа. По сути дела, я понял после, что мои слушатели, т.е. все вы, задавали вопросы точно по принципам деятельностного подхода. Я же продолжал работать онтологически, вводя эти средства, и не выполнял те требования, которые сам же и декларировал.

Поэтому мне пришлось перестроить исходно намеченную программу и вот сейчас я хочу воспользоваться возникшей ситуацией и начать работу в другом жанре, который я и поясню…

К сожалению, так и произошло, поэтому к теме лекции Георгий Петрович больше не вернулся, что мешает нам продвинуться по ней сегодня.

… Итак, я ввел схему акта мыследействования. Тут был знак человека, индивида, позиционера. Я не очень понимаю сейчас, что и как ему было приписано. Внутренние или интериоризированные средства и способности. У него было табло сознания с интенциональными отношениями. У него были цели, я здесь написал задача, хотя я и говорил о введении этого блока, и мы поставили вопрос здесь: всегда ли в акте мыследействования присутствует задача. Затем были знаки исходного материала, который перерабатывается в акте мыследействования в знак продукта, соответственно стрелка, символизирующая преобразование исходного материала в продукт. Сложный характер человеческого действования был зафиксирован в том, что здесь соединялись две стрелки, одна из которых символизировала преобразование исходного материала в продукт, а другая, вертикальная, сам момент действия или воздействия человека с помощью определенных орудий или средств, и через исполнение определенных процедур на переход от исходного материала к продукту. Кроме того, у нас был еще определенный сложный блок знания, к которому вело несколько стрелок в зависимости от того, откуда это знание происходило. Вот так примерно выглядел этот рисунок.
Поскольку я работаю с такой схемой по крайней мере восемнадцать лет, а учитывая ее начальные формы, то и все двадцать пять, то мне тут все понятно. И вообще, я не хочу вдаваться в детали. Все понятно. Итак, у меня создается наивное впечатление, что и всем остальным, когда я это нарисовал, тоже все должно быть понятно. Схема простая, в некотором смысле феноменальная, очевидная, и вроде бы мы все это знаем сами, поскольку каждый из нас в том или ином объеме работает. Но поскольку я ввел эту схему в контексте лекции, следовательно, и в процессе коммуникации с присутствующими, то они в этой коммуникации должны проделать значительно более сложную работу, чем я, читая эту лекцию. Они должны понять это, причем правильно понять, присвоить это себе как средство, даже больше того, научиться с этим работать. Естественно, что такая сложная работа понимания не дается сразу.

Я еще раз подчеркиваю, что работа понимания намного сложнее, чем работа вот такого коммуникативного выражения или прочитывания лектором текста. Вот поэтому и посыпались вопросы, связанные с пониманием этой схемы. Схема вводилась как сложный знак, и именно как знак и одновременно как средство мышления. Мышления, мыслекоммуникации и мыследействования и в таком виде она должна была быть взята всеми присутствующими.
И вот теперь, опираясь на материал рефлексивного разбора этой ситуации, я задаю вопрос: что же такое понимание, что туда входит, что значит понять какую-то схему и взять ее как средство мыслительной или какой-то другой работы? Этот вопрос адресован не столько вам, как слушателям этой лекции, сколько мне самому. Я должен обеспечить это понимание, а, следовательно, ввести эту схему, таким образом и так обсудить ее в ходе лекции, чтобы все вы могли ее взять как средство, понять, присвоить. Вернее, в другом порядке – чтобы вы ее могли прочитать, понять и присвоить как средство, а затем использовать в своей работе.
Я, таким образом, должен свой рассказ построить, чтобы этим очевидным требованиям удовлетворить. Я начал искать формы систематической понимающей проработки этой схемы. И этим определилось название еще одного вводного или по сути дела методологического параграфа. Он теперь звучит так: параграф 7 «Понимающая проработка системы акта мыследействования». Должен вам сразу сказать, что эта ситуация завела меня очень далеко в сторону от того, что я планировал в начале и мне пришлось прорисовать к исходной программе еще 15 параграфов, которые мне придется обсудить. Вот такая получилась петелька.
Вот теперь обратите внимание, с одной стороны, это меня все время держало, потому что я вроде бы должен был программу выполнить. Причем именно программу методологической организации и проработки введения этих средств, но сообразил, что должен переделать ситуацию и теперь начать рассматривать ее как стандартную ситуацию системного анализа. Я еще хочу повторить это очень важное место.
Дело в том, что введя схему акта мыследействования вот таким способом, я по сути дела породил стандартную ситуацию системной проработки. Поскольку я изобразил системно акт мыследействования или, иначе, я дал здесь системную схему акта мыследействования и теперь должен сказать: акт мыследействования есть система. Почему это система? Это система за счет того, что я ее так представил.

вниз вверх  

Я переворачиваю эту ситуацию и говорю: вот пока мы тот или иной объект рассмотрения не представим как систему мыследеятельности, не представим в такой схеме с разнородными или точнее с неоднородными знаками, до тех пор никакой ситуации системного или системомыследеятельностного анализа не будет. Поэтому мы с вами дальше должны двигаться стандартным, кондовым путем, проводя этот системный анализ.
Итак, я нарисовал схему акта мыследействования и за счет того, что тут много знаков и знаки эти включены в разные процессы есть процесс превращения, есть процесс преобразования, есть процесс воздействия, есть процесс развертывания действий и операций, есть процесс целеопределения, перевода в задачи, отражения в сознании, реализации способностей – за счет того, что все это здесь нарисовано у нас и возникла стандартная ситуация, требующая системодеятельностного анализа. Я теперь могу ввести и вместе с вами рассматривать эту ситуацию рефлексивно, как стандартную ситуацию, и дальше уже не важно, что у вас там будет. Схема акта мыследействования или сферно-фокусная схема с анализом будущего и построением нынешней деятельности, ситуация программирования, оргпроектирования, планирования, не важно какая будет схема. Важно отработать стандартную технику анализа сложных схем в подобных ситуациях.
Я перешел в эту позицию и могу, следовательно, на живом примере наших трудностей разбирать стандартную методологию системного и системомыследеятельностного анализа. Вот такой поворот, к которому меня, а может и слава Богу, привели ваши вопросы. Поворот понятный?
Ответ из зала: Понятный.
Ну, вот. Что же такое «понимающая проработка схемы акта мыследействования»? Итак, мы должны понять эту схему, понять эту схему подобно тому, как мы должны понять другую. Спрашивается, что сюда входит, и как вы это делаете? И что вообще означает так описывать схему и с ней работать?
Трудность прошлой ситуации заключалась в том, что все вопросы, которые мне задавали из позиции понимания, не были организованы, и было не понятно, куда они относились и что они выхватывали из общей системной схемы. Вот меня, например, спрашивали: а что здесь такое фигурка человека? Мы с вами с большим трудом разбирали, то ли это человек морфологический, та ли это место человека, и что это – человек или позиционер или профессионал? Непонятно. Зациклились, если можно так сказать.

Точно также у нас возникла очень сложная проблема с «материалом». При этом одни прочитывали схему акта мыследействования и рассматривали ее в контексте мыследеятельности как таковой. Другие фокусировались на человечке и обсуждали вопрос о том, в какой мере человек производит акт мыследействования. А третьи обсуждали вопрос: человек производит акт мыследействования или акт мыследействования производит человека? Вот такая куча интересных вопросов, но главное, что все они не организованы, не систематизированы, поэтому мы прыгали с одного вопроса на другой – надо себя как-то, наконец, организовать.
Поэтому я начинаю обсуждать вопрос: а что это значит вообще понять схему? Как мы это делаем? Тут сразу намечается целый ряд очень сложных направлений, которые я и должен развернуть. Во-первых, это сложный знак, раскладывающийся на ряд более простых знаков. Эти простые знаки особым образом собраны в этой схеме. Схема образует некоторое единство и целостность. Следовательно, здесь возникает ряд вопросов специфически семиотического характера. Так, на всякий случай, семиотика – это общее учение о знаках. И поскольку схема есть вот такой сложный знак, поскольку нам нужно, что-то вроде системы языка, который есть в обычных текстах речи, то это не обычная система языка, скажем русского, английского, японского, так японский я бы сейчас оставил – русского, английского, немецкого, французского. А это должно быть нечто другое, похожее на китайский или японский язык, поскольку там есть иероглиф. Значит, это сложный знак и нужен специальный, семиотический, можно сказать формально-семиотический анализ и правила разложения сложного знака или чтения сложного знака, которые были бы зафиксированы в определенной системе, подобной системе обычного языка. Значит, нужен язык для чтения такой схемы, а я-то наивный думал, что вот она нарисована и будет понята и взята как картинка такая, тем самым провоцируя вас на неправильный путь.
Второй момент. Конечно же, все вопросы, которые вы мне задавали, были связаны с выделением отдельных значков. Вот скажем, было ясно, что это человек. Я даже так это и объявил. Потому что, что делали вы? Привлекали свои знания, свои представления о человеке, выделяли этот знак. Но поскольку выделяли его в сложной системе, постольку возникали невероятно сложные проблемы. Это что? Тот же самый человек, которого я обозначаю, когда просто рисую фигурку и говорю, что за ней стоит реальный живой человек? И так только и могли понимать все присутствующие. Если я говорил, что это человек, то сразу привлекался весь аппарат уже освоенных представлений и знаний, все остальное как бы стиралось, и оставался только вот этот значок.

Возникало очень сложное пересечение из традиционно культурных представлений отдельных графем или фигур.
Что здесь важно? Происходила на интуитивной основе раскладка сложного знака на отдельные знаки, имеющие значение для присутствующих, и, кстати, понятно, почему дискуссия сосредоточилась в первую очередь на человеке. Поскольку каждый из присутствующих думал, что он знает, что это такое. Вот вопрос на счет способностей задавался реже. Это тоже понятно. На счет целей задавались вопросы в связи с задачами – в той мере, в какой это обычно в нашей обычной ситуации и деятельности бывает.
Но вот, во всяком случае, это были традиционно предметные представления, связанные с отдельными фигурками или отдельными знаками из системы, появлялись они все потому, что происходило вынимание каждого отдельного знака и предметное обсуждение его как такового без учета того, что в данном случае все это в системе. Конечно, с вашей позиции это законно. Но неправильно. Каждая фигура, здесь в этой системе акта мыследействования уже фиксирует и выражает нечто другое, чем, если бы мы ее брали сами по себе.
Здесь важен третий момент. Я ведь все время говорил о категориальном анализе и у нас возникали вопросы, связанные с этим категориальным анализом. В особенности в самом конце обсуждения. Причем все они были глубокими, нетривиальными. Я практически не справился с этими вопросами, не мог их правильно интерпретировать и адресовать в соответствующие области. Если я говорил, что акт мыследействования – это система, и вроде бы тем самым утверждаю, что читать его надо как нечто целое, следовательно, в определенном порядке и с определенным смыслом, привносимым в каждый знак, но при этом этот системный смысл не выражен. Ни логически, как порядок прохождения или чтения, ни собственно семиотически, поскольку все вопросы, я это подчеркивал в прошлой лекции, исходят из той или иной категории.
Вот в тот момент, когда происходила раскладка на отдельные соответствующие знаки, реально, практически, все вы, признайтесь, пользовались категорией множества. Значит, вся эта сложная схема рассматривалась вами как множество автономных и изолированных знаков. Но, собственно, она так и должна была рассматриваться изначально, потому что есть один знак, есть другой, третий. Я ведь так рисую последовательно, каждый сам по себе. И поэтому каждый из вас производил такую раскладку и говорил: исходный материал понятно, продукт – тоже понятно.

вниз вверх  

А я дальше говорил, что исходный материал – это то, что преобразуется в продукты, а продукт – это то, что получается из исходного материала. А цель – это какая-то странная система связей и отношений, указывающая на то, какой продукт мы хотим получить.
Значит, я накладываю на всю эту схему сеть очень странных функциональных определений, фиксирующих не наполнение этих мест, а их взаимосвязи и переходы внутри акта мыследействования. Следовательно, на все вопросы, которые ставились и шли со стороны категории множества ответить не мог, потому что переводил в план функциональной структуры и в этом смысле я не мог удовлетворить присутствующих. Потом возникла еще более сложная и еще более интересная проблема, которую я обдумывал все это время с нашего прошлого заседания, до того момента, как вошел сюда. Я объявил, что акт мыследействования является системой. Но вот что интересно! Системой или полисистемой? Почему я так говорю? Мы в самом конце стали обсуждать, в первую очередь в полемике с «Иван Ивановичем», и многие в этом участвовали: а что же человек? Человек – это элементик из акта мыследействования или человек еще имеет самостоятельное существование вне актов мыследействования? И мы вроде бы остановились на том, что человек живет и там, и там.
Но тогда получается очень странная вещь. Тогда категория системы не очень адекватна для анализа акта мыследействования. Более правильно употребить категорию полисистемы. И тогда я должен все это раскладывать в разные планы. Вот вам человек, как человек. Вот он в структуре акта мыследействования – это будет уже нечто совсем другое. А они живут как? Пользуясь образцами или образами фантастической литературы – как марсиане и земляне? Только изредка встречаются друг с другом в определенном пространстве? Они то расходятся и живут не контактируя друг с другом, то вообще приходят и могут пожать друг другу руки и что-то обсудить. Но так бывает раз в году или два раза. Так и тут. Если мы применим категорию полисистемы, то мы должны будем рассматривать эту схему принципиально иначе, чем, если мы применим категорию системы. Этот вопрос остался открытым. Так что это? Множество? Система? Или полисистема? Поэтому я пишу здесь этот пункт о необходимости категориального анализа.
А кроме категориального анализа и проработки этого как системы или полисистемы или как чего-то другого, я должен потом ответить на вопрос: что такое акт мыследействования предметно. В рамках теории мыследеятельности. Следующий тип проработки – это предметная проработка акта мыследействования.

Причем мы это должны сделать вместе, во всяком случае, если я вам даю эту схему, то я должен проработать и задать все эти моменты, определяющие, как теперь существуют и функционируют предметно наборы несоответствующих знаний – акты мыследействования – как система, полисистема и т.д.
Здесь возникла эта тематика предметной организации акта мыследействования. Я, конечно, понимаю, что сейчас вывалю вам на голову массу каких-то новых и очень сложных вещей. Но не пугайтесь. Я ведь сейчас вам рассказываю все это в рамках понимающей проработки схемы акта мыследействования. Я перечислил эти направления как важнейшие и беру теперь очень простую и понятную логику дальнейшего обсуждения. Первое, в плане семиотического анализа, ориентирующегося на создание соответствующего языка. Второе, в плане традиционно предметного представления отдельных фигур, поскольку на эту схему должны быть стянуты все известные нам знания про человеческую деятельность, мышление и существование самого человека. Третье, мы должны провести категориальный анализ этой схемы и определить, в какой категории мы все это будем рассматривать. В категории множества, структуры, системы, полисистемы – и каждый раз там будут определенные фундаментальные мыслительные допущения, которые мы будем проверять, по сути дела, базовые камни теоретического взгляда на мыследеятельность. И наконец, четвертое, мы должны произвести соответствующую предметную интерпретацию. И тогда мы от методологических оснований перейдем впервые к теоретическому представлению.
Все это мы должны были проделать на прошлой лекции, когда я так быстро, мимоходом нарисовал эту схему, сказал, что все понятно, получил от вас молчание, которое я соответственно своей программе и плану трактовал как согласие и понимание.
Значит, вот это все мы должны проделать и еще там много разных деталей. Причем это должен проделать каждый, в процессе коммуникаций, не важно, чем он занимается: актом мыследеятельности или «атомной энергетикой»(3) или рассматривает сложные блок схемы организации,  руководства и управления.
Весь этот анализ и вся эта переработка должна делаться каждый раз, но реально это в той или иной мере делается на базе интуиции. Но отнюдь не всегда мы можем контролировать этот процесс и осознавать, что мы делаем. Поэтому я решил на этом остановиться и в серии параграфов проработать все это. Пользы от этого, я думаю, будет много больше, чем, если я буду реализовывать свой исходный план.

Я вроде бы уже наметил основные направления и линии такой проработки схемы. Повторю еще раз. Проработки, которая должна быть обязательно проделана каждым, всяким, начинающим системный, системодеятельностный или системомыследеятельностный анализ какой-то сложной системы, при этом – не важно какой. Первое непременное условие, чтобы эта система была представлена хотя бы в таком простеньком рисунке, как бы собрана до целого, рамочка поставлена, обвод, что я ее выделил как систему, а теперь должен проработать ее шаг за шагом. Никуда от этого, к сожалению, не уйдешь. Понимающая проработка сложной схемы, в том числе схемы акта мыследеятельности или любой другой предполагает работу, по крайней мере, по тем четырем направлениям, которые я назвал: формально семиотический или просто семиотический анализ, традиционно предметные представления отдельных фигур, категориальный анализ схемы и предметная организация.
Будут ли здесь какие либо вопросы и замечания? Я разредил немножко ситуацию?
Левинтов Александр Евгеньевич: Вы говорили, что надо провести эту рамочку. Но надо представлять себе, что за этой рамочкой находится, иначе у нас ничего не получится.
Правильное замечание, мы это обсуждали в терминах производимой идеализации. Мы выяснили в прошлый раз на примере химии: как выделяются молекулы, скажем, из сложного тела. Как это соотносится с выделением атомов. Мы говорили, что это реально всегда есть некоторая единица, которую мы выделяем на уровне идеализации. При этом мы попадаем в общем сложную ситуацию. У нас есть процесс нисхождения от целого, и мы выбираем этот феноменальный эмпирический материал и говорим: вот этот момент, этот момент, этот. Потом доходим до единички, своего рода молекулы, но точнее, единички теоретического анализа.
Поэтому мне не так легко отвечать на ваше замечание. Как мы это учитываем? Что учитываем? И тут осталась куча уровней и слоев нашего нисхождения. Мы все упрощаем, создавая нашу идеализацию, упрощаем, выделяем определенные характеристики. В обратной процедуре восхождения я должен уже в теоретическом анализе получить эту единичку и спросить: как образуются цепочки? Когда возникает система актов мыследействования? Когда сам акт мыследействования начинает разворачиваться и у него вот эта знаниевая часть в мышлении развертывается?

вниз вверх  

Вот смотрите, первый том «Капитала». Маркс берет положение Адама Смита о том, что товары продаются по их стоимости. Риккардо уже показал, что ие один товар не может продаваться по стоимости, это всеми принято, и Маркс не отвергает этого положения, он не игнорирует его. Он говорит: я знаю эти работы Риккардо, знаю, что товары не могут продаваться по стоимости и даже по цене производства не могут, а продаются по рыночной цене. Но плевать мне на это, на то, что происходит на самом деле. Если бы Маркс ориентировался на то, что происходит на самом деле, он бы никакой экономической теории не построил. Точно также как Галилей не построил бы теорию свободного падения тел, ибо вот то, что они продаются по рыночной цене – это он знает. Но это осталось там.
Если вы берете отдельный капитал, если вы берете единичку, клеточку, вы обязаны все это проигнорировать, с одной стороны. При этом игра идет с открытыми картами, поскольку Маркс знает, что потом, когда он введет взаимодействие капитала, условия конкуренции, введет ренту, т.е. в четвертом или пятом томе он покажет, как из этой единички, на ее основе объясняются все те факты, на которые указал Риккардо. Он кладет в первом томе положение: все товары должны продаваться по их стоимости – строит на этом идеализацию и это его тогда неизбежно приводит к выводу, что в условиях свободной конкуренции, товары будут продаваться не по стоимости, а во втором томе по цене производства, в третьем томе по рыночной или конъюнктурной цене. Но до этого надо дойти. Уже в восхождении надо ответить не в лоб, а с учетом всего системного окружения. Маркс придумал такое слово интересное. Он говорит: вот это то, что в нисхождении постоянно витает перед глазами как цель, как цель объяснения, как цель теоретического выведения, витает, но на уровне исходных конструкций не просто игнорируется, но должно игнорироваться. Пять пишем, семь на ум пошло.
Левинтов Александр Евгеньевич: А вот существуют схема акта рефлексии? И соотносится ли она со схемой акта мыследействования?
Да, это как раз просто. Там дальше начинаются невероятные сложности. Когда надо рассматривать это все, как популяционную систему. Не как мыследеятельность, а как мыследеятельность с мышлением, разделение труда, узурпация мыслительной функции организатором, руководителем и управляющим, переход всего этого мышления в организацию, руководство и управление – там сложно.
Левинтов Александр Евгеньевич: А еще один вопрос. Вы слегка затронули вопрос о включении в эту схему ценностей.

– Затронули. Интересный вопрос. Вот действительно, ценности – принадлежат они всему универсуму мыследеятельности или отдельному акту? Кому и как принадлежат ценности и ценностная ориентация.
Левинтов Александр Евгеньевич: По ситуации.
Смотрите, какой хитрый ответ вы даете мне. То мне, то им. Все по ситуации. А коллективу, а институту как отвечаете? Запихать их туда или не запихивать?
Вот действительно, вот какую задачу решал Галилей? Все тела и его влияние на свободное падение тела запихнуть в эту единичку или сказать, что ускорение свободного падения не зависит от веса и формы тела? Но ведь весь опыт же говорит, что зависит. Чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает. А если его сделать аэродинамичным, то оно будет падать быстрее. Вопрос, в эту клеточку запихнуть или не запихивать? Нет, не запихнуть говорит Галилей.
И в этом на самом деле каждый раз проблема теоретика. Какой набор из известных, феноменально и эмпирически известных и заданных параметров запихивать сюда, а что не запихивать. И он связи с категориальной проработкой должен совместить, прежде чем ответить на этот вопрос.
Левинтов Александр Евгеньевич: Тогда я вернусь к своему вопросу. Следовательно, они либо там, либо и цели можно выкинуть.
Левинтов Александр Евгеньевич: До минимума свести.
Вот опять очень сложный вопрос. Вот почему. Как я должен рассматривать, например, ваш труд здесь в институте? Могу ли я ваш труд здесь сопоставлять, скажем, с трудом какого-нибудь охотника из неолита? Могу ли я сказать, что вот вы, единичный человек или ваша лаборатория и в ней один человек и небольшая группа, загоняющая мамонтов в неолите – одно и то же?
Из зала, участник 1: Смотря, по каким критериям.
Да, вопрос принципиальный. Фактически, он звучит следующим образом…
Из зала, участник 1: Смотря, какую цель вы преследуете. Сопоставлять по каким параметрам?
В плане анализа мыследействования – по расходу калорий.
В теории я говорю, что не могу, и более того, я все время ухожу от материала, все время заменяю схемами, фиксирующими идеализацию, и говорю: я могу обсуждать только на уровне идеализации, представленной этими схемами. Поскольку вас и вот те группы людей опосредует история развития человеческой мыследеятельности, а значит система разделения труда, система организации, система культуры – вот тут может оказаться, что, скажем, берется одна работа по определению целей и разворачивается в полную мыследеятельность.

Но это, говорю я, уже проблема взаимодействия, если говорить на языке расчленения работы Маркса – взаимодействие и капитал. Я должен буду посмотреть выделение мышления, связки между актами мыследействования, технологические линии – все это должен учесть, и тогда я скажу: вообще-то каждый человек в своей работе обеспечивает тот или иной блок этой схемы. Эти блоки обязательно должны быть представлены. Если этого набора не будет, то и акта мыследействования не будет.
Из зала, участник 2: В блоке, представленном индивидуумом или группой, или единицей?
Удивительные выкрутасы тут происходят. Потому что приходит компания людей, каждый выделяет по одному блоку, но работают, крепко взявшись за руки, не отрываясь друг от друга, и вместе тянут один продукт.
Из зала, участник 2: Зная эту схему?
Да мы все с вами эту схему знаем. Нас же воспитывали, обучали, лупили, опять воспитывали, ставили всех на место и много чего еще. Мы все ее горбом знаем и вообще-то стараемся из нее не вырываться. Вопрос, вообще-то очень точный, в самую суть, и вместе с тем, не могу ответить. Вы меня загнали в угол, в этом теоретическом рассуждении я каждый раз вынужден вам говорить, что это в 24-й главе, а это в 48-й, а вопрос, конечно, в самую точку.
Андрейченко Николай Федорович: Георгий Петрович, вот вы говорите: понимающая проработка схемы – а если схемы нет, то мне, воспринимая текст, приходится осуществлять схематизацию?
Подождите, про схематизацию будем говорить потом. Если бы нам кто-то не задавал эти схемы, вообще бы ничего не было. Все начинается не с того, что мы из себя эти схемы порождаем. Мы получаем их из коммуникации. Нам оставляют эти схемы, и мы должны соображать, как с этим работать.
Блок-схемные представления получили широчайшее распространение, а особенно в последние годы. И в электротехнике, и в системах управления. И если вы сейчас проведете такой анализ и спросите: во-первых, кто из вас умеет их точно читать, а во-вторых, где вас этому учили, то получите два отрицательных ответа. Выяснится, что нас этому не учили никогда и нигде, и мы их, как правило, не очень умеем их читать. Вот меня, например, не учили этому. Был учебник, в университете их сразу рисовали в огромном количестве, считали, что я все понимаю, и все мои сверстники все понимают. А они просто учили их наизусть и в пределах памяти. Т.е. никто на самом деле не рассказывал, как эта схема работает и что она выражает.

вниз вверх  
Как в известном анекдоте о студенте, который на вопрос: что он не понимает? – ответил, что ему все понятно, кроме того, как ток, бежит по синусоиде, а провод при этом прямой, как это получается?
Из зала, участник 3: Георгий Петрович, а в свете вышесказанного, в схеме, которую вы нарисовали и очертили, почему вы вышли за ее пределы и нарисовали превращение как бы вне акта? Помните, там нижняя стрелка в схеме?
Понимаете, да трюк-то это мой, но очень важный для меня. И вот почему. Схема-то структурно-функциональная и по верхней схеме, по верхней стрелке идет превращение исходного материала в продукт, это я его превращаю из исходного материала в продукт. Обратите внимание, он у меня превратится в продукт, даже если я сделаю такой трюк: возьму и этот исходный материал переложу сюда, не трансформируя его, ну, в смысле из функционального места материала в функциональное место продукта.
Из зала, участник 4: Как на транспортере?
Да, между прочим. Он так у вас и превращается в продукт. И для вас это вообще стандартная задача.
Мне в Калинине, в русле инженерно-технологических разработок пришлось консультировать такую работу. Привезли итальянскую технологическую линию, которая обрабатывает детали. И выяснилось, что вместо тех пяти тысяч рабочих, которые работают на этом предприятии нужно триста, а остальным делать нечего. Поэтому нас вызвали и попросили разрезать эту поточную линию, чтобы можно было еще 2000 человек занять. А делали бы они только одно – переносили бы болванку с одной части разрезанной технологической линии на другую.
Но ваша подсказка с транспортером даже более интересна. Вы превращаете это в продукт, даже ничего не меняя. А вот эта стрелочка для меня символизирует превращение материала. И это превращение, например, процесс дубления кожи, вообще во всех управляемых процессах происходит вне этого акта. Она не требует специальной вертикальной составляющей. Я положил, скажем, кусок кожи в чан с дубильной жидкостью и ушел. А там идет процесс естественного превращения.
Из зала, участник 4: Т.е. это не имеет отношения к акту мыследействования?
Да, это вы говорите. А я теперь такую диверсию совершаю: так ведь все процессы управления, как акта мыследействования, построены только на этом! Вот вообще, акт управления – это такой акт, когда вы распоряжение написали и оставили. А оно там все происходит для вас естественным образом. Без вашего участия.

Кстати, это принцип работы управляющего, в отличие от руководителя.
Из зала, участник 4: Вы, по-моему, перешли уже к другим категориям.
Согласен.
Из зала, участник 4: Но это акт элементарный. Какое отношение то, что вы сейчас объясняете, имеет к элементарному акту?
Ну, давайте на примере. Вот мне стол надо передвинуть, и я говорю: Сергей Валентинович (Наумов), помогите мне! Я отдал руководящую просьбу. Сергей Валентинович, конечно, пришел и начинает один двигать стол. А я только портфель положил, кстати, сверху на стол и придерживаю вот так. И мы оттащили. Я говорю: я работал. Скажите, это лежит в акте моего мыследействования или нет? Как вы объясните этот случай?
Из зала, участник 4: Это как-то противоречит тому, в чем вы хотели нас убедить.
А именно?
Из зала, участник 4: Ну, вы нарисовали рамку.
Нарисовал.
Из зала, участник 4: Во-вторых, вы говорили, что на время надо забыть о всех окружающих, и в то же время за рамку вышли и пытаетесь нас убедить, что так и нужно.
Может это и хорошо. Но так все время получается. Вот меня целый день занимает какая-то проблема. Я рисую ее один раз, другой, третий. Но ничего не получается. Ложусь вечером – не получается. Утром встаю, а она все сделала и представляет мне решение.
Из зала, участник 4: Кто она?
Голова. Обратите внимание, я при этом, уверяю вас, спокойно спал. Спрашивается, что это за работа? Я ее накрутил, и она там, кстати, не в акте мыследействования, а в своем ответственном функционировании, сделала все что можно. Следовательно, она присуща вашему акту мыследействования, следовательно, она как бы внутри этого акта. С одной стороны.
Из зала, участник 4: Георгий Петрович, вот если бы вас не было, не было бы этого превращения?
Конечно. Вы, безусловно, правы.
Из зала, участник 5: А подсознание у вас есть?
Давайте без подсознания.
Из зала, участник 5: Кстати, пример со столом: если бы не было нужды передвигать стол, то вы бы никого и не позвали?
Ну, конечно. Смотрите, что вы сейчас делаете? Вы точно фиксируете границы осмысленности моей идеализации.

Как только я как деятель подключаю к выполнению своего акта мыследействования других людей в качестве орудий, средств, машин с их обслугой, возникает очень сложная ситуация. Вот если я дал задание, поставил его перед программистами, они дальше программу разработали, в машину заложили, решение мне представили, то это где лежит? Внутри моего акта мыследействования, или вне его?
Из зала: Внутри.
Смотрите, как красиво. А они на меня не обидятся?
Из зала: Но вы же это предложили сделать. Если бы вас не было, не было бы вашего предложения и вообще бы не было этого акта.     Вот-вот. Мы средство, о котором вы говорили, поместили в рамку.
Смотрите, как интересно. Ваша мыследеятельность и всех здесь присутствующих лежит в рамках акта мыследействования Владимира Петровича Грузинова [Директор института]. Лежит или нет? Слушайте, вы, вообще, свою мыследеятельность имеете или все уже там? Вот что мне интересно. Александр Александрович ведь очень точно отвечал. Там уже. Потому что я сказал, что работать надо хорошо, по проектам и программам и все, что вы будете делать дальше, с точки зрения логики, должно быть там, внутри этого акта мыследействования. С одной стороны.
Но ведь с другой стороны, люди уходят, у них есть свои планы, они что-то там корректируют или просто ничего не хотят делать. Это же реальная проблема. Я ведь не говорю, что вы не правы. Наоборот. Вы очень точно и глубоко ставите проблему и с одной стороны, так оно все и обстоит, а с другой стороны, вроде бы и нет. Потому что есть масса людей, есть проблема вот этого размазывания и распределения деятельности.
Там очень интересно. Если другие люди будут выполнять лишь технологическую компоненту вашего акта мыследействования, акт-то будет? А если они при этом по-новому себе поставят цели? А если по-новому представят образ будущего? Будут лежать внутри этого акта мыследействования или нет?
Из зала: Георгий Петрович, мы бы с вами пришли к компромиссу, если бы вы взяли эту рамку и пунктирной линией продлили и нижний контур охватили.
Отлично. Смотрите, какая возникает интересная проблема. А что означает эта ваша пунктирная линия? Мы должны сформировать теперь новое понятие о системе. Кстати, это на всякий случай, узловая проблема организации, руководства и управления. Это вы им туда ставите проблему, и будете объяснять, что в их актах мыследействования есть пунктирная линия.

вниз вверх  

Из зала: Но это я так сказал, для метафоры.
А не поймешь. Потому что мы это рисуем обычно. Мы делаем такую хитрую вещь. Вводим здесь матрешечные схемы. Да, те самые матрешечные схемы, которые Зинченко докладывал на игре. Александр Евгеньевич Левинтов сначала их отбросил, а потом пришел ко мне, меня за пуговицу взял и говорит:
– А я вот все думаю над этой схемой, какая мощь в ней заложена!
– Какая схема?
– А вот та, матрешечная.
Вот это тот случай, на котором вы сейчас настаиваете. Пока мы с этим не разберемся, у нас никакого управления не будет, а будет совершенно другой тип работы, тот который описали недавно Таллиннские социологи. Они изучали недавно свой Совмин, а потом пришли к выводу, что он ничем не руководит и ничем не управляет. Доложили, Совмин выслушал, с ними согласился, материалы засекретили.
Из зала: По-видимому, за рамку вылезает не только превращение, за рамку вылезает знание. Ну, точно, знание вылезает за рамку.
Смотрите, когда я ставлю вопрос о полисистеме, то это как раз вопрос, который вы сейчас пытаетесь задать. Вот предположите, что все элементики вылезают за рамку, и тогда мы с вами приходим к подлинным проблемам второго и третьего тома «Капитала», и должны с этим разбираться, как-то описывать, членить. В этом условие подлинного человеческого существования и человеческой деятельности. Сотрите эту рамочку. Пусть пунктиром будет. Тогда ведь передо мной весь универсум. Тогда получается, что вы видите не только свой акт мыследействования, но и все за его границами.
Из зала: А если стереть эту рамку, что со стрелочками будет?
Будет то, что Стругацкие называли «неудовлетворенный индивид». Сидит и вертит головой кругом.
Из зала: Нет, ну Георгий Петрович, вы же сказали, что это идеализация.
Я применяю особый прием. Я, с одной стороны, вырезал этот акт мыследействования для анализа, кстати, мы же при системном анализе каждый раз обязаны так сделать, что-то очертить, и это есть проблема целостности. Но, с другой стороны, я понимаю, что я натворил. Я же по живому отрезал, я как раз нарушил принцип системности и теперь пытаюсь его как-то восстановить и компенсировать, вводя вот эти «усики», каналы связи, пунктирные границы, как бы открытые ко всему внешнему миру. Здесь мой прием состоит в том, что я вроде бы оставляю это как мембраны, и это реальная процедура, мы все так живем и действуем. Мы с вами деятельность нашу заборчиком обустраиваем, а потом на всякий случай фиксируем входы и выходы.

И просим всех остальных входить и выходить по определенным правилам.
Из зала: Я не понял, какая аналогия между вашим примером с Сергеем Валентиновичем и вашей ночной мыслью.
Смотрите, сколько у меня кругом подобных средств. Я могу позвать Сергей Валентиновича, чтобы он мне помог на основе дружеского отношения стол оттарабанить. А, кроме того, я свое тело использую, свою голову в качестве средства. Она вообще другая, она терпеть не может так работать. Она больше всего хочет спать. А я ее все время насилую, говорю утром: надо вставать – на ученом совете не заснуть, во время работы сохранять ну хоть какое-нибудь отношение к ней. Каждый раз проблемы. Я употребляю организм как средство. В этом связь между этими двумя примерами, у меня много подсобных средств.
Кстати, смотрите, пользуюсь случаем, чтобы теперь уточнить в одном аспекте понятие мыследействования. Мыследеятельность и система мыследеятельности – это отнюдь не человек. Мыследеятельность – это такие процессы, структуры, организованности, которые связывают нас со всем миром. И нашими материальными средствами является все вокруг: вещи, другие люди, идеи этих людей, машины, природа. Мы всех их загоняем вот в эти рамочки и определенным образом используем. Вот когда мы собираем такую функциональную структуру из материала природы, знаков, машин, других людей, то мы образуем систему мыследеятельности и проблема организации, руководства, управления состоит в том, чтобы собрать из разнородного материала такую структуру, которая начнет работать как мыследеятельностная машина, а человек, как агент этой машины.
Из зала: Т.е. что, передвижение стола, сама эта процедура перемещения – тоже элемент процесса мыследеятельности?
Да. И это очень важно. С этой точки зрения все, что происходит в нашем мире и в нашем космосе – есть мыследеятельность.
Из зала: Даже там, где нет мысли?
Может быть. Но мы этого не знаем. Все, что мы знаем и можем сказать, уже несет на себе печать нашей мыследеятельности.
Из зала: Т.е. идеи движут миром?
Конечно.
Из зала: А не наоборот? Тогда схема не верна!
Конечно, вся схема не верна. Более того, обратите внимание, что я сейчас говорю. Вообще всякая схема не верна! Вы что думаете, что законы Галилея правильные? Заведомо все неверно. Все, что мы сказали, все что мы нарисовали, заведомо неверно. Важно только помнить, что это неверно и помнить, на какой основе мы делали эти предположения.

В связи с этим можно перейти к следующему пункту. Параграф 8 «Семиотический анализ схемы акта мыследействования».

Вопросы есть?

вниз вверх  
  Вопросы - ответы  

Бахтурин Д. Получается тогда, что смысл… Вы утверждали, что в основе акта деятельности лежит представление о смысле. Это было на первых лекциях этого семестра. Тогда можно сказать, что представление о смысле лежит в основе любой схемы?
Щедровицкий П.Г. Можно.
Бахтурин Д. Но тогда есть ли какая-либо специфика акта мыследеятельности. Ну, кроме такого формального подхода, что смысл вычленяет некоторую схему некоторым образом. Ну, например.
Щедровицкий П.Г. Есть, потому что в этой схеме тот, кто это производит, нарисован в самой схеме.
Бахтурин Д. То есть, здесь это тот, который как у Лефевра. Часть осознает целое. Вот ту рефлексию…
Щедровицкий П.Г. Схема акта деятельности построена на том, что позицию, которая для других схем выступает в качестве внешней позиции, внешнего наблюдателя, рисуют в самой схеме.
Бахтурин Д. То есть, он же, тот, кто рефлектирует, сознает этот смысл. Он – тот, кто внутри нарисован, который как бы некоторое преобразование осуществляет?
Щедровицкий П.Г. Ну, да. И схема пересобрана через него и поэтому она по диагонали, как мы обсуждали в прошлый раз, делится на две части: как бы объективированную и как бы субъективированную относительно этой позиции.
Бахтурин Д. Ну, а вот то обсуждение: внутреннее – внешнее? То есть, как бы на этом значке позиции собрано и внутреннее, и внешнее. Обсуждение внутренней и внешней позиции?
Щедровицкий П.Г. А это, пока мы не обсудили рефлексию, сказать нельзя. Формально можно сказать – да, собрано. То есть, формально схема акта мыследействования возникает следующим образом: есть деятель, он осуществляет действие, потом он выходит в рефлексию, из рефлексии прочерчивает контур своего акта мыследействования, а потом возвращается внутрь в этот акт. И то, что принадлежало рефлексивной позиции в качестве содержания ее сознания и ее видения, впечатывается назад в позицию деятеля, и деятель как бы замыкает, собственного говоря, закрывает сам акт, и от пунктирной границы приходит к не пунктирной.
Ищенко Р. А если я организовываю другого человека в рамках этой схемы?
Щедровицкий П.Г. То на место исходного материала ты ставишь другой акт деятельности. И у тебя возникает матрешечная схема, при которой одна деятельность имеет своим материалом и продуктом другую деятельность. Но это, собственно говоря, то, к чему мы перейдем после рефлексии, то есть к схеме управления.

Бахтурин Д. То есть, в этом смысле схема акта деятельности от объект-предметной не отличается?
Щедровицкий П.Г. Что значит: объект-предметной?
Бахтурин Д. Ну, в схеме атрибутивного знания. Там же тоже операции нарисованы. Икс, дельта. В этом смысле ее тоже можно трактовать как преобразование.
Щедровицкий П.Г. Можно.
Бахтурин Д. В этом смысле ее нарисовать как акт деятельности. Но различие только в том, что здесь позиция такого рефлектирующего, удерживающего позицию, смысл…
Щедровицкий П.Г. Сейчас, коллеги, еще раз. Все есть одна схема. Поэтому естественно, что весь тот блок, который был проработан на схемах знания по отношению к таким операциям и процедурам, материалом которых является знаковый материал, оно обобщается. Ну, то есть мы говорим, что эта логика применяется не только для знакового материала, но и для любого материала и переносится в схему акта деятельности. Либо наоборот. Интуитивное понимание того, как устроен обычный акт преобразования исходного материала в продукт, ну там дерево в стол, да, переносится на материал знания и сама работа сознания трактуется продуктово в рамках понятия задачи, о чем мы с вами говорили на первом семестре. И привнесение в семиотику и эпистемологию представлений из деятельностной парадигмы, то есть представлений о задаче, и трактовка мышления как мыслительной деятельности, а знания, как особого вида материала преобразования, а более сложного знания как продукта преобразования более простых знаний, позволяет нам построить схему знания.
Что было раньше: курица или яйцо? Не знаю. Георгий Петрович говорит: интуиция эта витала с самого начала. То есть, что было сначала производственная деятельностная установка, примененная к знанию или обобщение опыта задачного решения каких-то интеллектуальных уравнений, или задачного подхода к мышлению, я не могу вам сейчас сказать. Все они были комсомольцами. Поэтому стахановский труд, наверное, предшествовал всему.
Еще вопросы.
Верховский Н. Петр Георгиевич, а элементами базы схемы акта мыследеятельности, а именно: позиция, средства, цели, орудия и так далее, – этот состав появлялся чисто эмпирически, исследовательски или структурным образом как-то задавали?
Щедровицкий П.Г. Ну, смотри, есть несколько ответов на твой вопрос. Потому что мы с вами же хорошо помним, что в соответствии с теорией божественного Платона – все, что мы делаем – это просто анамнезис.
Поэтому если вы возьмете большую линию праксеологических работ, которая к тому времени была уже хорошо развита и Мизес, на которого я уже ссылался, давно написал свою монументальную работу «Человеческая деятельность», и она была уже опубликована. Хотя конечно, никто из участников Кружка ее не читал. Там уже была сделана попытка систематизировать и в некотором роде схематизировать все те наработки, которые существовали в деятельностной традиции. Начиная, так сказать, с Платона, Аристотеля с его энтелехиями и энергиями и кончая немецкой классической философией и немецким романтизмом. Диалектика отношений целей и средств является предметом рассуждений философского идеализма много сот лет. Более того, есть теснейшая, связанная с этим проблематика этики. Вопрос о том, применимы ли для достижения каких-то целей определенные рода средств, и не происходит ли при привлечении неадекватных средств изменение качества самой цели – есть традиционная этическая проблематика. Вы можете взять, например, учебник по этике и прочитать триста страниц. Вы можете взять учебник логики Трандербурга, извините меня, написанный вообще там, в середине XIX века, и там глава цель занимает 70 страниц. Гораздо более подробно описаны эти отношения, зависимости, чем то, что мы сегодня обсуждаем даже на схеме акта мыследействия.
Понимаете? Поэтому с этой точки зрения элементная база присутствовала в культуре. А вот этот момент, так сказать, дополнения нескольких узлов действия. Ну, потому что, что традиционно обсуждалось? А обсуждалась связка цель-средство, обсуждалась связка цель-продукт. И вообще так сказать всякие вопросы, связанные с ролью сознания, осознания, предвосхищения, формирования идеального образа будущего, несоразмерность между образом будущего и реальным продуктом, который получался в деятельности, разрывов, которые с этим связаны, типология средств конечно обсуждалась. Многократно, долго, сложно. Тот же Выготский пишет гигантскую группу работ под общим названием «Орудие и знак», где знаки трактуются как особого рода орудия и средства. Обсуждается роль знаковых элементов в инструментализации человеческого поведения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе. Слушайте все это – не надо за этим далеко ходить. Но систематизация полагания этого как целого в определенной схеме является новым.
Верховский Н. В том числе в разрезе по диагонали.
Щедровицкий П.Г. Точно! И в этих трактовках вы такой схемы нигде не встретите. Вы встретите массу других усеченных средств, и каждая из подобных усеченных схем имеет свою определенную традицию интерпретации, то есть она не просто усеченная.
вниз вверх  
Дискуссия с Леонтьевым по поводу теории деятельности, которая развивалась у Георгия Петровича в 60-е годы, имеет очень большой смысл. У Георгия Петровича нет там мотива, а у Леонтьева есть. И это разные антропологии, вытекающие из такой, казалось бы, достаточно простой и элементарной системы различительности.
Поэтому вы про что спрашиваете? Был ли весь этот строительный материал схемой акта мыследеятельности? Был. Были ли категориальные проработки отдельных блоков и узлов этой будущей схемы? Были. Была ли проблематизация, характерная для традиционных теорий деятельности – праксеологий. Была. Катарбинского, который был поздним учеником австрийской политэкономической школы, перекрасившегося под коммуниста в польской ситуации, они читали. Причем, читали не ранние работы, которые он писал, когда еще, так сказать помнил, у кого он учился, а уже поздние, когда он уже почти не помнил. Ну, или забыл специально. Люди вообще склонны забывать. Читали. Знали ли они тезис Джона Стюарта Милля, что этика – это логика действия? Знали.
Верховский Н. Извините, я спрашиваю про средства, которые позволили пересобрать материал в эту схему, пользуясь этой же схемой в качестве мыслительной формы для себя. Я понимаю, когда вы рассказываете про культуру, ну собственно говоря, тот самый материал, который…
Щедровицкий П.Г. Ну, сейчас, коллеги, у меня все-таки ощущение с прошлого раза, что у вас какие-то…
Доктор, у меня провалы в памяти.
– Давно это у вас?
– Что, доктор?
– Провалы.
– Какие провалы?
Значит, они находились вполне в определенной ситуации. Они не имели школьной культуры мышления. Потому что к тому моменту вся школьная культура российского философского мышления была либо выслана заграницу, либо физически уничтожена. И кроме лекций по древней философии они ничего в жизни не слышали. Дальше в зависимости от уровня боязни властей, на котором находились их преподаватели, они останавливались либо на досократиках, либо некоторые доходили до Аристотеля.
Теперь, дальше была следующая ситуация. Им нужно было выстроить особую действительность, общую для разнопредметных специалистов, которые собрались под задачу. То есть, они решили построить теорию мышления, причем, почему они так решили – это отдельный разговор, мы много раз с вами к нему возвращались. Собрались разные специалисты, у которых были разные представления о мышлении. Без школы.
Следовательно, им нужно было построить язык, который позволял переводить с одного предметного сленга или наречия на другой диалект, не имея возможности восхождения к понятийной традиции, поскольку она была отрублена. Что они стали делать? Они взяли понятный им способ, поскольку многие были естественнонаучниками, инженерами. Поэтому они взяли тот семиотический инструментарий, который им был доступен и начали пытаться выстраивать междисциплинарную действительность коммуникации с помощью этого инструментария, то есть схем. А дальше поэтапно развивали язык схематизации, вводя в него, в том числе и новые представления тире знаки. Новые виды знаков тире представлений. И мы сейчас с вами обсуждаем один единственный переход в третьем курсе. Мы обсуждаем переход от схем без знака позиции к схемам со знаком позиции. И ту революцию, которую произвела в языке этого микросообщества данная знаковая интервенция.
Теперь еще раз задайте свой вопрос.
Верховский Н. Можно ли так трактовать то, что вы сказали, что общее движение Кружка как разрабатывающего теорию мышления было следующим. Они брали и ставили перед собой какую-то теоретическую задачу, в этом смысле делали ее, упирались в тот предмет, который не решался теми средствами, которые они брали, выходили в рефлексию по отношению к этим средствам, перестраивали сами средства, потом возвращались к задаче построения теории. И каждый раз внутри появлялись новые элементы. Начали со знак-объект, потом перешли через норму в деятельность, потом каким-то образом внесли знак позиции из более широкого контекста, но все это элементы…
Щедровицкий П.Г. Ну, только с одной поправкой. То есть, можно так понимать за исключением того, чтобы помнить – я с самого начала вводил трехуровневую схему. То есть, у вас был уровень тех конкретных практик, к которым они апеллировали или опыт который они испытывали и рефлектировали. Есть схемы, которые обуславливали и обустраивали эти практики. И были принципы схематизации. Помните, да? Поэтому можно сказать очень грубо. Безусловно, ход от схемы ВДиТК к схеме акта мыследеятельствования был в том числе обусловлен переходом от практик педагогического цикла к практикам дизайнерской предметно инженерной деятельности, который наметился и произошел примерно в середине шестидесятых годов.
Можно сказать еще грубее. Можно сказать следующее, что в схемах и практиках педагогики позиционером можно было пренебрегать. Потому что хороший учитель – это тот, у которого нет позиции. А когда они столкнулись с дизайнерами, архитекторами и художниками, то там этим пренебречь было невозможно.
Если доводить до предела, то учитель в классной комнате, в голове у которого есть смысл – это плохой учитель.
Верховский Н. То есть, в этом смысле учитель не занимается преобразованием.
Щедровицкий П.Г. Нет, он может этим и занимается, но он делает это всегда по норме, а когда он отклоняется от нормы – это плохо. Творческий учитель – это плохой учитель. А сказать то же самое о дизайнере невозможно. Потому что, когда он действует по норме – это плохой дизайнер. И они в этом смысле столкнулись с совершенно другим сюжетом, выламывавшимся из привычных представлений, в которых вот эта субъективная часть деятельности оказалась главной.
Верховский Н. Субъективная в смысле необходимости работы с нормой? То есть, у учителя такой необходимости нет. Деятельность у него есть, и она нормирована жестко...
Щедровицкий П.Г. Субъективной в смысле вот этой не объективированной, ненормированной зачастую и в большинстве случаев неотрефлектированной и так далее.
Верховский Н. Ну, она не может быть не нормированной. Это весь блок работы с нормой.
Щедровицкий П.Г. Ну, почему? Она не нормированная. Ну, слушайте, ну чего вы? Ну, короче, они, пользуясь вот этой метафорой про землян и марсиан, они столкнулись с марсианами. И сказали: О, ну вообще-то мы всегда об этом знали, что это есть, что это бывает вообще. Ну, просто предыдущие практики... это не было главным, мы именно фокусировались на воспроизводстве, на тиражировании, на нормативной основе. И так далее и тому подобное. И это не значит, что там этого нет, и там нет творчества. И сами они в этот момент куда-то двигались в самосознании, письма какие-то подписывали. Я как-то раз спросил Георгия Петровича, зачем он все-таки в 68 году подписал это письмо. Он сказал, сам не знаю. Это вот в схеме акта мыследействования.
Верховский Н. Получается тогда, что схему ВДиТК они акцентировали именно на этом, как целостность. Потому что, когда столкнулись, сначала сфокусировались на нормах…
Щедровицкий П.Г. Это все мы тоже с вами обсуждали, что существенная часть того или иного содержания есть всегда рефлексия реальной ситуации образа жизни тех людей, которые это содержание воспроизводят, кстати, и только в этой степени вообще все интересно. Кому интересна общая теория всего. Да никому. Эйнштейн решал еврейские вопросы, ребята.
вниз вверх  
Верховский Н. В этой связи еще в продолжение: то, что вы говорите про материал, в том смысле, что рефлексия той ситуации, в которой находишься и так далее. Но в итоге та ситуация, в которой они находились – ушла и ее больше нет. Первое, мы находимся не в ней, а на этой рефлексии мы получаем как бы двойное представление. С одной стороны, представление об этом объекте, которое есть слепок с этой ситуации и определенная форма идеализации. С другой стороны, представление о средствах работы с этим объектом, который на этом материале был снят. Получается такая вот конструкция.
Щедровицкий П.Г. И что?
Верховский Н. Исходя из этого, много разного следует в плане размышления и движения, в частности, когда, какие…
Щедровицкий П.Г. Я как заядлый бюрократ хочу тебе сказать, что есть очень существенная разница между визой «Согласен» и «Не возражаю». Еще вопросы. Да...
Бахтурин Д. Вот к тому сейчас, Кружок как бы изобрел схематический язык, который позволил по-другому протезировать…
Щедровицкий П.Г. Это я в этой лекции сказал? Это я вам говорил с… Какая это по счету лекция, 32? 32 лекции я уже говорил.
Бахтурин Д. Хорошо, вот сейчас стало ясно.
Щедровицкий П.Г. И..?
Бахтурин Д. Кружок изобрел схематический язык, который отрефлектировал дифициентность понятийно проработанной школы, если я правильно вас понимаю. Ну, не было школы с проработанными веками категориями, наверное, кроме всего типа божественного Платона и всего последующего. И создал какой-то свой язык, заменивший эту понятийно категориальную проработку.
Щедровицкий П.Г. Я не сказал заменивший – восполнивший.
Бахтурин Д. Ну, восполнивший, вставший на его место.
Щедровицкий П.Г. И..?
Бахтурин Д. И вот сейчас этот язык может или должен соотноситься с наличием других школ, в которых была такая проработка? Потому что он сейчас, будучи таким специфическим изобретением, соотносится или может быть соотнесен с теми, кого вы обещали превратить в методологов.
Щедровицкий П.Г. Слушай, оно на самом деле зависит от твоей позиции. Потому что есть и другая специфика этой проблематики. Она заключается в следующем, что школа она хороша, когда подобное от подобного. Ты пришел, поступил в университет, на третьем курсе пришел на соответствующую кафедру, тебя взяли, с тобой несколько лет работали. Ты был студентом, потом аспирантом, потом ты стал приват-доцентом.
Что такое приват-доцент? Это человек, который получает заработную плату в университете по фиксированному количеству слушателей, которые приходят к нему на лекции. Пришло два человека, вот есть формула расчета, так сказать, посчитали, получил свою заработную плату. Пришло 200 человек – по-другому получил заработную плату. А после этого действует элементарный организационный принцип. Он заключается в следующем. Если ты 20 лет отработал приват-доцентом, то тебе дают профессора пожизненно, и с этого момента ты не зависишь, ходят к тебе студенты или не ходят. Вот это школа. Те, кто выжили и продержались 20 лет, причем не важно, почему они продержались, потому что их папа содержал, понимаете, или потому что действительно количество приходящих студентов оказалось достаточным. Или он параллельно подрабатывал, писал статьи под псевдонимом в местную газету и там, так сказать, по количеству слов в заметке тоже получал какие-то деньги. Но, по крайней мере, некоторая сила воли у человека есть. Понимаешь, вперед. Никто же не запрещает.
Если же мы говорим, что жизнь устроена иначе, и вот этот принцип воспроизводства традиции философствования ну либо исчез вообще, либо существенно трансформировался, то вопрос о языке, в том числе и о языке традиции становится ключевым. Нет языка, нет коммуникации, нет рекрутинга, нет школы. Поэтому вот мы издали 20 томов философов 60-х годов XX века, ну или второй половины ХХ века в России. Вопрос: кто из них оставил школу? Ответ – никто, кроме Георгия Петровича. Вопрос: почему он? Он что умнее? Нет. Он просто сосредоточился на решении другой задачи. На задаче создания языка. Система представлений, ну система объектов, о которых мы говорим в этом языке, система поддерживающих понятий и категорий там и так далее. Ну да, она крутится вокруг этих семиотических кругов, и они составляют сердцевину самой традиции. Не было бы этого языка – были бы лекции а`ля Мераб Константинович Мамардашвили – ну и отлично. Люди сидят, читают их, им интересно, нравится. Есть люди, которые получают удовольствие не от бульварных романов, а от философской беллетристики. И что? Как не было никогда учеников у Мамардашвили, кроме Андрея Пузырея, так и нет до сих пор. Есть ли ученики у Хабермаса? Хороший вопрос. Я не знаю на него правильного ответа. Я не видел ни разу. Ну, видел один раз биоэтика, который утверждал, что он ученик Хабермаса.
Теперь, как долго продержится эта традиция. Теперь, было бы ли это, если бы не было Великой Октябрьской революции, гражданской войны, одесского философского парохода? Они бы не попали в эту ситуацию. Начали бы свою работу не в 54 году, а в 46? Я не знаю. На эти вопросы нет ответа. Это особый жанр фантастической истории. Думаю, что тот факт, что традиции не было, заставил их искать компенсационные механизмы. И они их нашли.
Нужно им было бы, если бы у них была традиция, тратить на оттачивание каких-то элементов понятийного аппарата, категориальных представлений тысячи часов семинарской работы или они могли просто получить у учителя все это за 15 минут? Не знаю. Наверное, это было не очень экономически эффективно. Потому что вообще открывать все своим умом не самая хорошая идея интеллектуального поведения.
Зато они переоткрыли, а в некотором роде даже заново придумали, в общем, всю проблематику философии ХХ века. Нет ни одной философской темы, ну практически кроме совсем экзотических, к которым они не имели собственного, школьного отношения. То есть, не просто отношения индивидуального, там согласования, а именно отношения проработанного, выращенного и прошедшего через призму общих представлений. Георгий Петрович всегда говорил, он всегда ругал Лефевра, Генисаретского и так далее, он говорил: «Ну что вы, гении, гении? Работать надо систематически. Не заимствовать чужие представления, так сказать, перенося их некритически внутрь собственных и, так сказать, игнорируя те системные разрывы в полях представлений, которые возникают за счет такого контрабандного действия, а брать вопросы и выстраивать свои собственные представления до того масштаба, пока они эти вопросы не переформулируют в своем языке». Такая у него была, так сказать, стратегия.
Все ли вопросы он, таким образом, освоил? Нет, не все. Рано умер. Да и вообще, наверное, не в этом задача человека. Ну, потому что эпоха архитектоник, которая была бы хороша у Каменского или там еще лет на 200 раньше – она прошла. Конечно, он был сосредоточен на определенном круге представлений. А некоторые тематизмы остались за рамками этого обсуждения. Все. Ну, все мы на чем-то сосредоточены.
Верховский Н. В продолжение. Наверняка установками плюс еще ко всему, что вы говорили, отсутствие традиции плюс еще необходимость трансляции…  
Щедровицкий П.Г. Ну, да, мы это все обсуждали.
Верховский Н. Ну, это я не в жанре переоткрыть необходимость трансляции, то, что мы обсуждали на последней школе, собственно протестантская революция – способ идеализации, доступный каждому. И вот такой язык, через который ты можешь… так сказать, она характерна для кружка Георгия Петровича на всем его протяжении.
Бахтурин Д. Тогда я еще свой вопрос, можно?
Щедровицкий П.Г. Да.
Бахтурин Д. Можно ли сказать, что пять топов тех схем являются предметом этого курса, они как бы и есть ключевые пять смыслов, которые составляют…
вниз вверх  
Щедровицкий П.Г. Групп смыслов.
Бахтурин Д. …групп смыслов, которые составляют ключевую проблематику философской мысли ХХ века, разработанную Кружком. Обсуждавшуюся.
Щедровицкий П.Г. Да. Анамнезированно. И при этом я утверждаю, что между этими группами схем существует очень мощная система переходов. Ну и так сказать, взаимных отображений. И вот эти некие ключевые единицы, которые мы еще с вами будем постепенно затрагивать, верх-низ, матрешечные схемы, проблемы пунктирных обводов и прочее. И это есть те связующие операциональные конструкции, которые, собственно, и обеспечивают, в том числе, не только переход, интенции, но и смыслового содержания. И вы видите, как из интерпретации акта деятельности начинает вылезать управленческая проблематика, которая потом найдет отражение в схеме оргтехнической системы. Вот прямо там, в ответах и вопросах.
Верховский Н. К той линии, которую вы акцептовали. Про то, что это не только ключевой смысл, но еще и способ работы с этим смыслом…
Щедровицкий П.Г. Ну, Георгий Петрович вообще говорил ближе к завершению своей земной истории. Схема отличается от графемы тем, что способ ее чтения вложен в ней самой. И поэтому вот этот момент с позицией, что с одной стороны, это проблема предмет-объект, то есть базовая эпистемологическая конструкция. Это схема предмет-объект позиционно перерисована как внешняя заимствованная позиция. А после этого цикл работ, когда содержание, полученное во внешней позиции, транслируется во внутреннюю, заимствованную, и сплющивается содержанием с позицией самого деятеля, запечатлен в виде акта деятельности.
Поэтому что такое схема акта деятельности? Схема акта деятельности это результат наложения представлений о действии из внешней позиции с представлениями о действии из внутренней позиции. Ну, собственно, она собрана, помните, я рисовал такую конструкцию, она по диагонали разрезана, разделена на две части и как бы заново собрана в матрешку. Своеобразную. Это, собственно, и есть процедура, которая приводит к появлению схемы акта деятельности.
Коллеги, обратите внимание, я хочу вам сказать одну вещь: она феноменально кажется проще схемы воспроизводства, но процедура мыслительная, оргдеятельностная, стоящая за ней на порядок сложнее. Это то, на что в прошлый раз реагировал Верховский, я ему позвонил после лекции, ну как, он: о, такая простая схема и вдруг стала сложной. Потому что ее простота в ее квазифеноменальности. Ну как говорит Георгий Петрович, очевидно, потому что за каждым значком, за каждой графемой стоит как бы очевидный объект или предмет нашей обыденной практики. Ну, кто не знает, что такое цель? Ну а кто знает, что такое цель?
Именно в силу наличия в любой цели помимо объективного компонента, который может быть сведен к представлению о продукте действия, вот этой несхватываемой субъективной компоненты, интенционально субъективной компоненты. Плюс еще подразумеваемая кооперация.
Еще вопросы. Да...
Ищенко Р. Правильно ли я уловил, что в той истории, которую мы успели рассмотреть, включая сегодняшнюю лекцию, можно зафиксировать два таких сходных прорыва в схематизации. Это переворачивание горизонтального в вертикальное и появление позиции. Или я что-то пропустил еще?
Щедровицкий П.Г. Ты пропустил принцип двойного существования организованности, лежащей за схемой воспроизводства. Вообще принцип множественного существования в деятельности он, собственно, приводит к появлению бластных схем, уровневых схем. Когда у нас как бы одно и то же существует много раз по-разному. Поэтому в принципе так – три шага.
Ищенко Р. Еще один вопрос.
Щедровицкий П.Г. Да…
Ищенко Р. Вот в этой заданной трехслойной схеме нашего движения: практика, схемы и схематизация – правильно ли будет удерживать сквозную, все годы существовавшую претензию на построение теории мышления?
Щедровицкий П.Г. Ну, смотри, я же уже один раз отвечал Верховскому. Я сказал, что с точностью до того, что представление о теории в какой-то момент заменяется представлением о методологии, как более сложной институциональной конструкции мыслительного отношения к миру. Помните, как у Гадамера – кто такой теорос? Это молчаливый участник праздничного песнопения. Собственно, базовый греческий термин. И – важно, что молчаливый. То есть, у него нет действия. Он исключительно наблюдает. И теория всегда несла это на себе. Чтобы мы ни говорили про прикладную науку и так далее, она все время несла на себе вот эту четкую печать созерцательно отстраненного отношения к объекту. А они довольно быстро фиксируют идею технологии мышления, а не просто теорию, а потом методологии как собирающей технологическую и теоретическую установку.
То есть – да, с одной стороны мы должны быть технологичны, с другой стороны наша технология должна быть учитывающей специфику того объекта, с которым мы работаем. Поэтому методология. И поэтому совершенно другая история, потому что в этой истории есть Аристотель с его Органоном, и есть Френсис Бекон с его новым Органоном, а Георгий Петрович думает, что они пишут новый Органон. Именно как связь онтологии и логики. Методология эту связь или эту совокупность связей переходов, связей отношений устанавливает.
И если мы понимаем, что одновременно с эволюцией практик, схем, схематизации, внутри меняются и трансформируются некоторые базовые единицы. То – да, мы должны сказать, начинали с теоретической установки, но держали в уме технологическую, а потом для... ощущая все время, разрыв между этими двумя установками, для их синтеза нашли новое название. Обозвали это методологией, а потом, в общем, вспомнили, что много кто говорил прозой. И Георгий Петрович очень любил ссылаться на Курнакова, который описывал всю свою, так сказать, физ. химию следующим образом – что, будучи студентом, прочитал Кассирера, известную работу «Учение о субстанции и учение о функциях» и вдруг понял, что вся современная химия – это учение о субстанциях, и подумал, а не построить ли мне учение о функциях. Построил и образовал новую дисциплину. Георгий Петрович говорил: ну, вот так всегда. Мы, методологи, придумываем, а они потом что-то там делают. Еще вопросы есть?
Алейник В. Скажите, вот когда описываете работы внутри проработки схемы. Первое – обвод, потом – семиотический анализ…
Щедровицкий П.Г. Это не я, это Георгий Петрович.
Алейник В. Какая разница. Анализ предметной организации...
Щедровицкий П.Г. Еще раз, что делается, какой результат вот этого вот анализа предметной организации? Результат всего этого – это понимание. Георгий Петрович говорит: понять это значит: а) представить знак как знак, б) разложить знак на отдельные составляющие с их предметными характеристиками.
Алейник В. То есть, представить знак как сложный знак. Потом разложить на отдельные составляющие – тоже знаки, на более простые знаки, с их предметными характеристиками.
Щедровицкий П.Г. Да.
Алейник В. В данном контексте предметные характеристики…
Щедровицкий П.Г. Потом провести категориальную проработку этого знака, а потом предметную проработку его как целого. После того, как вы проделали эту работу, можно считать, что вы поняли. Вот как раз на 40-ой странице этой лекции (мы пока были с вами на 20-ой), он пишет:
«Итак, вот понимающая проработка, аксиоматическая, категориальная…
В общем, все, что я записал, после всего этого фраза звучит так:
вы представляете какой объем работы с одной этой дурацкой схемой?»
Да?
Ищенко Р. А понимание – значит освоение схемы, ну то есть помещение…
вниз вверх  
Щедровицкий П.Г. Ну, как один из способов. Георгий Петрович всегда говорил, что схема мыследеятельности фиксирует отсутствие границы между пониманием и действием, понял – значит, сделал. Ну и кто-то ему из зала говорит: а у нас не так. И он говорит: это у вас не так, а у меня – так. Понял – значит, сделал. Понял, значит… Помните этого, который лассо бросал, а я помню, кто-то из зала спросил у соседа: что такое лассо?
Да?
Вопрос. Скажите, по тексту Георгий Петрович сказал четыре?
Щедровицкий П.Г. Да, четыре, вот мы до первого дошли. Это – семиотический анализ.
Вопрос. А что он сказал? Чтобы понять, надо сделать четыре этих работы? Но очень много времени было потрачено на какую-то работу, которая не входит в эти четыре, ну, то есть, вот вы сейчас закончили на этом. То есть, какая-то работа предварительная делалась. И вот теперь я буду делать семиотический анализ.
Щедровицкий П.Г. Нет, я не буду.
Вопрос. Ну, он будет делать, на этом остановился. А что это была за работа до того?
Щедровицкий П.Г. Идолы площади.
Вопрос. Нет, он же выделил четыре, а сделал еще предварительную работу…
Щедровицкий П.Г. Ну, я вам и говорю.
Вопрос. А она входит как элемент вот этого?
Щедровицкий П.Г. В работу?
Вопрос. Да.
Щедровицкий П.Г.
Нет, она входит в расчистку. Ну, понимаешь…
Вопрос. Перед тем, как начать понимать, расчистить..?
Щедровицкий П.Г. Ну, да. Что-то.
Вопрос. То есть, это есть элемент того, чтобы понимание началось.
Щедровицкий П.Г. Опять.., слушайте. Я же не знаю. Как проведете границу. У меня вон пол отрасли только этим и занимаются. Они готовятся к будущей работе. Только закончили подготовку, снова начали подготовку к другой работе. Кстати, это, обычно денег стоит, но ничего не делают.
Вопрос. Я по-другому задам вопрос. Что предшествует началу понимания? Вот вроде он как бы подготовил, вот сейчас мы с вами начнем работу к пониманию… А это что такое?
Щедровицкий П.Г. Это вместо того, чтобы палкой по башке, как в древних восточных школах, вот – это, такая техника. Говорят, что палкой по башке – быстрее готовит сознание к работе.
Вопрос. А, отключите сознание, понятно, спасибо.
Щедровицкий П.Г. Кстати, я не знаю, толи размягчение, толи наоборот. Когда палкой бьёшь – оно размягчается, или наоборот – собирается.
Еще есть вопросы?
Лызень Р. Вопрос к пониманию. Там ярко выраженная есть логика и аналитическая часть, и…
Щедровицкий П.Г. Там – это где?
Лызень Р. В тексте, который вы цитировали у Георгия Петровича, ну вот мы о нем говорили. Георгий Петрович говорит о некой интуитивной части. Есть ли какое-то взаимоотношение? Вот он говорит, что интуитивное понимание. Есть ли какое-то, как сказать, указание на взаимоотношение, или каким образом это можно понимать – его указание на интуитивное понимание?
Щедровицкий П.Г. Так что тебя волнует, ну? Интуитивное понимание – это очень хорошо. Если оно работает и восполняет дефицит смысла, ну или дает, собственно, нам возможность понимания, то и, слава богу. Георгий Петрович всегда говорил так. Он говорил: понял – хорошо. Не понял – к сожалению, после этого придется мыслить. То есть, мышление функционально в мыследеятельности восполняет неадекватность или дисфункцию понимания. Другими средствами. То есть, в этом смысле можно так тупо сказать, вот интуитивно понял, и все – и хорошо. А вот не понял – думать надо. Тогда надо выстраивать большую надстройку, организовывать работу, чтобы понять. Средства дополнительные вложить, строить, значит, проводить другую работу. Ну что – значит, не понял.
Лызень Р. По сути, интуитивное понимания – это более короткий путь.
Щедровицкий П.Г. Сто процентов. Не знаю, туда ли. Но точно более короткий. Ну, из того, что вы сказали. Не, ну мы же хорошо с вами знаем по современным когнитивным исследованиям, что для принятия решений в большинстве случаев человек не имеет времени такого, чтобы осуществить все то, что написано в теории принятия решения. Это принятие решения происходит, ну, в реальных ситуациях, особенно экстремальных, за доли секунды. На основе чего? Ну, на основе каких-то других механизмов. Человек – вообще система, которая все время живет протезами и сверхкомпенсациями. Там ноги у вас отрезало – зато руки развиваются.
У меня был приятель, который говорил: ничего не вижу, но зато нюхаю… очень хорошо. Вот так оно все и устроено. И каждый из нас, так сказать, привычно выстраивает эти механизмы. Ребенок родился, у него родовая травма. Ну, у 99% детей родовые травмы, ну что он начинает делать – он начинает телесно компенсировать эту травму. Если родители или врачи ничего в этом не понимают и не сделают простые поправляющие действия, которые вообще надо делать прямо там, через 15 минут после того, как он родился. Но они в этом ничего не понимают.
И он начинает себя как-то там компенсировать, потом вот вырастает все, что сидит здесь в зале. Нормально.
Верховский Н. Хочешь мыслить – перестань думать.
Вопрос. Петр Георгиевич, а как подобрать правильно баланс между знаниями, полученными контрабандным путем и эмпирическим путем?
Щедровицкий П.Г. Что такое эмпирический?
Вопрос. В результате личного опыта, когда человек его накапливает.
Щедровицкий П.Г. Ну, это еще понимаете, вопрос чего вы там накапливаете в результате личного опыта. То есть, можно ли это считать знаниями. Потому что в понятии знания все-таки существует определенная установка на обобщение, поэтому, ну да, что-то такое у нас накапливается. Скорее всего, какие-то поведенческие штампы, которые нельзя впрямую назвать знаниями. Как только вы попадаете в ситуацию изменившуюся, выясняется, что вы его применить не можете. Ну, понятно. Потому что знания нет, ну в том числе. Ну, конечно человек накапливает все время, естественно. И там, в случае если никогда в жизни у него не было никакой традиции и никакой ситуации, требующей от него строить понятие или мыслить, то он весь соткан из этих паттернов. Ну, из зоны его возможной деятельности. Она фактически достаточно жестко ограничена предыдущим опытом. Как только он попадает в ситуацию мало-мальски отличающуюся, то его разносит. И он не может ничего сделать.
Этому противостоит, собственно говоря, вся традиция, которая вытаскивает человека в ходе обучения в другое пространство, не опыта. Ну как, когда Бецкой перевозил на российскую почву франко-немецкую систему обучения. Там, например, был такой принцип: что детей забирали из семьи, селили в этих кадетских и прочих корпусах. И у них была большая дискуссия, на сколько дней можно отпустить его домой в течение года, чтобы тлетворное влияние родителей не разрушило, собственно те элементы образования, которые они выстраивают? Очень серьезный вопрос. Поскольку, как только они попадали назад, они попадали в пространство опыта и непосредственной передачи. Чего? Ну, конечно не этого, не того что они пытались там вырастить. Выглядит с сегодняшней точки зрения, с одной стороны смешным, а с другой очень понятно.
Вот они собирают своих управленцев (показывает на Волкова А.Е.), учат их, потом они уезжают назад на работу, приезжают на вторую сессию – и как будто ничего не было. Они как будто ничего не делали, все – им снесло крышу. Они вернулись к своему этому несчастному опыту.
Верховский Н. А должно быть наоборот.
Щедровицкий П.Г. А именно?
Верховский Н. Взять этот опыт, взять его туда.
Щедровицкий П.Г. А, ребята, это у вас не получится.
вниз вверх  
Верховский Н. Скептик вы, Петр Георгиевич.
Щедровицкий П.Г. Я не скептик, я – реалист. Хорошо информированный оптимист.
Верховский Н. А информации нет, вы сами сказали.
Щедровицкий П.Г. Ладно, ребята, давайте завязывать на сегодня.
   
     
вниз вверх  
     
  Сноски и примечания  
   
(1) - Нумерация параграфов дана в виде дроби. В ее числителе - сквозной номер параграфа в соответстсвии с данной интернет-публикацией. В знаменателе - номер параграфа в соответствиии с текстом лекций, который у меня на руках (Виталий Сааков).  
(2) - цветом выделены фрагменты лекции, относимые к экспозиции Музея схем и соответствующим комментариям  
(3) - Добавление П.Г.Щедровицкого.  
 
     
     
     
   
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился в семье русского советского философа Г.П.Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический кружок (ММК), организованный Г.П.Щедpовицким. В ММК специализируется в области методологии исторических исследований, занимается проблемами программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого Института Развития "Научный Фонд имени Г.П.Щедровицкого"
- - - - - - - - - - - - - - - -
смотри сайт "Школа культурной политики":
http://www.shkp.ru
- - - - - - - - - - - - - - - -
источник фото: http://viperson.ru/wind.php?ID=554006
Щедровицкий Петр Георгиевич. Родился 17 сентябpя 1958 года в Москве, в семье русского советского философа Г.П. Щедровицкого. С 1976 года начинает активно посещать Московский методологический кружок (ММК), организованный Г.П. Щедpовицким. В ММК специализируется в области методологии исторических исследований, занимается проблемами программирования и регионального развития. С 1979 года участвует в организационно-деятельностных играх (ОДИ), специализируется в сфере организации коллективных методов решения проблем и развития человеческих ресурсов. В настоящее время занимает должность заместителя директора Института философии РАН, Президент Некоммерческого Института Развития "Научный Фонд имени Г.П. Щедровицкого"
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 06 февраль 2023
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 06 февраль 2023

последнее обновление/изменение
09 февраль 2023