главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории


Виталий СААКОВ
Музей СССР: к 10-летию учебного проекта
 
   
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
 
вернуться в разделш средовые разработки  
содержание разделаш Музей СССР: к 10-летию учебного проекта
  Уведомление
  Концпция проекта
  Преамбула
  Онтологизация проектного замысла Музея эпохи СССР
  Онтологическое ядро
  Онтологическое ядро
  Схемографический абрис онтологического ядра
  (...)
  Сноски
  Ссылки
  Примечания
   
     
     
  Виталий СААКОВ
Музей СССР: к 10-летию учебного проекта
 
  Уведомление  
Осталась неделя до 100-летнего юбилея СССР. А когда-то, в 2012-м, этот юбилей, если в человеческом измерении, был еще совсем не близок. Но и вовсе не далек, если подходить с временной меркой разработки и реализации масштабных проектов. В масштабе городском срок вроде бы оптимальный, в масштабе национальном уже мал и явно недостаточен для масштаба международного. А учебный проект «Музей СССР» задумывался, и далее как проект "взрослый", должен был развертываться именно в этих трех масштабах. Не развернулся, оставшись сугубо учебным и многостраничной концепцией несмотря на то, что им были приданы масштабирующие рычаги по всей "вертикали власти" – вплоть до ее самого завершия. Да и грядущий юбилей, по всей вероятности, будет разительно не схож с ожиданиями из 2012-го, даже если не иметь в виду "судьбу" учебного проекта и проектной концепции, завизированной, как это с февраля 2022-го именуется, "верховным главнокомандующим".
Не схожесть, тем более разительная из-за краха проектных ожиданий, в проектной терминологии связывается, как правило, с обстоятельствами т.н. форсмажорного толка. Из сегодня (из сего дня, длинною как минимум лет в десять) уже понятно, что СВО – это не столько "специальная военная операция", сколько самое вопиющее обстоятельство. И обстоятельство, вопиющее не только в 2022-ом и даже не столько в проекции на пресловутый 2014-й. Что уж там говорить о "тучном" 2012-ом...
За эту предъюбилейную неделю я хочу по-возможности опубликовать проектную концепцию музея, потерявшей далеко не вчера какую-либо актуальность, стряхнуть с нее пыль и снабдить за давностью ее лет необходимыми комментариями.
 
  Концепция проекта
КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ И МЕНТАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА МУЗЕЯ СССР И ЕГО ДЕЛА
о Музее СССР ОНТО-логически и схемо-ГРАФИЧЕСКИ с необходимыми примечаниями и многими сносками
 
  Преамбула  
  "Мы жили и сейчас еще живем для того,
чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам"
П.Я.Чаадаев, Философические письма

"Россия есть механизм для превращения солнечной энергии
 в народные страдания"
Виктор Пелевин

Этот текст, оказавшийся для меня весьма необычным, надиктован, тем не менее, в первую очередь самому себе. Причина тому – моя почти маниакальная забота о чистоте и сохранности вкладов в любое и каждое значимое и здравое дело. Вот я и постарался уложить в себя вклады, предпринятые за последние 2-3 года в г.Ульяновске и предназначенные Делу музея СССР. Тем самым, благодаря этому уложению, я теперь могу смотреть на этот текст как на определенный гарант чистоты и сохранности предпринятых вкладов(1). Поэтому он мог бы называться так: "Исходный материал к продвинутым концепциям и проектам музея". А памятуя какое на дворе время, он должен бы способствовать росту и преумножению вложений, чтобы не были поедены инфляцией: от сугубо денежной до масс- и субкультурной. Вот здесь-то и обнаруживается оправдание "маниакальности" и "гарантийности". Поясню. Безусловно, в круг лиц, самым различным образом причастных к идее Музея СССР, уже входит, а дальше – больше, весьма разнообразная публика. Разнообразная профессионально и образовательно, по возрасту и убеждениям, в конце концов, по характеру самой причастности – от служебно-административного рвения до неброского подвижничества. Слов нет, сколь ни были бы различны публичные и непубличные персонажи музейного Дела, они должны понимать друг друга. Это не значит однообразно мыслить и верить в одно и то же. Мысль и вера как раз и должны быть разнообразны и разномастны. Как на стройке: нет ничего общего между подсобным рабочим, генподрядчиком и застройщиком, объединяет их причудливым образом только возводимое сооружение.
Поэтому этот необычный для меня текст имеет своим намерением составить общий фундамент понимания Дела Музея СССР, от понимания его фрагментарных замыслов до понимания Музея как долгого и кропотливого становления немалого ряда взаимонеобходимых культурных учреждений(2).

Говоря практическим языком:
а) этот текст есть предварительная наметка ментальной платформы Музея, вне которой ему не быть музеем Эпохи, а другим – не эпохальным – ему быть недопустимо (значительность музея, как дела и как сооружения, всегда соответствует исторической и культурной значимости его экспозиций), и
б) этот же текст есть попытка из весьма дальних (и потому наиболее надежных) подступов, предоставляемых ментальной платформой, смоделировать Музей, небывалый до сего времени, но при этом следующий лучшим культурным образцам музейного дела.
Такова претензия данного текста, исходно заключенная в замысловатый, казалось бы, заголовок. Замыслено же логическое и графическое пред-ставление Дела будущего Музея СССР. Пред-ставление (именно через дефис) – вещь необычайно важная и сложная, соединяющая в себе и способность воображения со зрительной интуицией, и понятийный строй, остерегающий от безосновных фантазий, и вполне сценическое действо, оживляющее нарождающиеся образы. Логическое представление – значит по возможности очищенное от субъективности, графическое – чтобы достичь определенной наглядности. Логическому предпослан префикс "онто-" с тем, чтобы заместить формализм логики сутью и сущностью мысли(3). Графическому предшествует префикс "схемо-". Это предупреждение о том, что иллюстративность будет далека от художественной изобразительности, но приближена к интеллектуальной строгости.
Я полагаю, именно так должно быть оснащено понимание зачинателей Дела музея. Главное здесь: не допустить, с одной стороны, поверхностного понимания, даже если ему для ясности нет нужды быть сверхтонким и глубоким, а с другой стороны, способствовать той мере сложности понимания, которая будет востребована различными задачами по ходу развертывания и воплощения замысла. Безусловно, публика Музея СССР и персонажи Дела музея, стянутые в его эпицентр и растянутые до благо- и неблагожелательной периферии, составлены обеими сторонами. Потому сверхзадача предстоящего Музейного дела состоит в налаживании понимания меж ними(4).
И несколько слов о навигации по тексту. Далее текст будет последовательно строиться из парных разделов, соответственно, логического и графического. Последовательность разделов будет определяться простым правилом: от широких и завышенных принципов, дабы не допустить сходу опрометчивых и особенно мелких ошибок, к обнаружению узких мест в осмыслении и понимании Музея СССР и его Дела.
(…)

Таковые узкие места неизбежны по множеству направлений и линий работ:
– в ходе воплощения замысла в проектные знаковые конструкции экспозиций и строений,
– в процессе соединения организационных и технологических усилий по их материализации,
– в беспрестанном выстраивании тактик и стратегий жизни Музея как множества взаимосвязанных специализированных организаций и учреждений,
– в достижении устойчивого финансово-хозяйственного положения и, главное,
– в обеспечении неизбывно растущего интереса публики.
Навигация имеет несколько уровней, на что уже указывает заглавие текста. Первый уровень – это собственно текст. Текст снабжен обычными, хотя зачастую весьма обширными, сносками. В тексте они выделены скобками (в "бумажной" форме квадратными, в электронной круглыми). По целому ряду соображений введение сносок оказывается недостаточным и тексту также приданы примечания. Слова "сноски" и "примечание" – слова, сами за себя говорящие. Все непервостепенное может быть снесено вообще, может быть вынесено за скобки, но зачастую оставляется в тексте, точнее под текстом. Так я и поступил со сносками. При этом в тексте и в отдельных сносках я усматриваю нечто примечательное, тогда оно поступает в раздел примечаний. Но и этого мне показалось мало и я ввел еще и ссылки. Тоже слово говорящее – иногда требуется сослаться на авторитет, неукоснительный факт и тому подобное для поддержки своей мысли. Ссылкам также отдан отдельный раздел.
Если позволить себе выставочную метафору, то можно сказать, что вся эта относительно сложная структура текста оправдана стандартными функциями: сноски, ссылки и примечания обеспечивают инсталлирование текста; и обратно: текст как бы производит из сносок, ссылок и примечаний целый ряд разноплановых экспозиций.
(…)

     
 
  Онтологизация проектного замысла Музея эпохи СССР  
  Онтологическое ядро  
Безусловно, идея Музея СССР необычайно емкая и сильная по степени смыслообразования. Притом, что она генерирует и притягивает к себе весь возможный спектр смыслов. Мало наметить этот спектр диапазоном от индивидуально-личного до объективно-исторического. Дело не в широте диапазона смыслов, которые должны быть "схвачены" и выражены. Семантика краткого слова "СССР", так или иначе, решает это даже без чьего-либо участия. И дело также не в сужении диапазона, чтобы от безмерного объема смыслов подвинуться к некоторой мере их конкретности и определенности. Дело – в обозначении сущности Музея СССР, выразившей бы его значение и в сфере сугубо музейно-технологической, и в сфере культурно-исторической, и в социально-психологической, и в организационно-экономической, и в градостроительной, и во всех прочих сферах, с которыми устроители музея столкнутся с необходимостью. Следовательно, требуется рабочее онтологическое – сущностное, а не только смысловое – представление о Музее СССР. Вне онтологии мы будем иметь лишь облако смыслов – вещь, хотя и немаловажную, но малопригодную для какого-либо строительства, мыслительного или деятельного. Онтология же – вещь вполне плотная и, более того, имеющая внятные границы(4.1), наметке которых и будет посвящен весь текст. А на этом шаге, в отсутствие границ, следует по возможности обозначить ядро будущей онтологии. Обозначу его в виде преимущественно чувственного – художественного и литературного – образа. Далее чувственность образа будет дополняться логикой и схематизацией (в надежде укрепления исходного чувства, чувствования будущего Музея). Итак, онтологическое ядро: Музей СССР должен стать в мировой культуре обитаемым памятником историческим манифестациям человеческого духа и знаком планетарной драмы. Так формулируемое ядро позволит умерить в Деле музея вектор мемориализации, с любым и под любым знаком – извечной славы-памяти или вечного напоминания-предостережения, и усилить вектор актуализации, которая еще и пока посильна нами к учету, но также той актуализации, которой уже и впредь нам не предугадать(5). Музей исторической эпохи, отошедшей в прошлое, тем более недалекое, не может не быть современной и своевременной обителью исторических исканий и искателей, изысканий и изыскателей будущего, а также поисков себя в настоящем. Обителью всегда современной, не смотря на возраст Музея, и обителью непременно своевременной, "благодаря" переменчивым умонастроениям, нежданным поворотам сознания и устремлениям души и духа.
Обитаемые памятники Культуры(6) занимают особое место в физическом и символическом пространствах человеческого существования, физически и символически противостоят всей остальной реальности, свидетельствуют о базовом и высшем предназначении человека и человечества, генерируют внутри себя и вовне экстраординарные состояния и ощущения. Сооружаются они для полномерного и полномасштабного приобщения к высшим достижениям человеческого Духа и Дела: религиозного и светского, ратного и трудового, индивидуального и коллективного. Возводятся они также как знаки-напоминания развернувшихся масштабных драм и трагедий.
Именно поэтому я не буду приводить примеров обитаемых памятников, они и так у всех перед глазами. К тому же примеры могут сыграть недобрую службу, преждевременно предвосхищая образный строй небывалого Музея и его Дела(7). Скажу лишь, что в Истории и Культуре нет примера поселений, значимых для народов и человечества, которые изначально не выстраивались бы вокруг обитаемых памятников.
     
 
  Схемографический абрис онтологического ядра  
Теперь следует заключить онтологическое ядро замышляемого Музея в надлежащий ему контур(8). Выполнить его с учетом словесного задания онтологического ядра возможно только графически. При всей допустимо возможной строгости изложения, выполненного словесно, ему, тем не менее, следует избегать чрезмерной четкости(9). Эту задачу берет на себя графика схематизации, противопоставляясь одновременно многозначности естественного языка (письма и речи) и однозначности языков искусственных (терминологических систем).
Первый рисунок призван выразить историческую эпоху в минимуме принципиальных "вещей", а также наметить характер смены одной эпохи другою.
Без ущерба для Дела музея немалый и непростой ансамбль подобных "вещей" может быть сведен к четырем их группам: к идеям эпохи (звездочки на рисунке), к поколению эпохи (на рисунке символизировано группой человеческих фигурок), к труду поколения (выгнутая стрелка-вектор) и к результатам труда (полуоткрытая, а равно полузамкнутая окружность). А смена эпох может быть представлена характером и судьбой преемственности данных "вещей"(10). На рисунке – это ряд горизонтальных стрелок от состоявшихся "вещей" предшествующей эпохи, они выражены в интенсивной графике, к синонимичным "вещам" последующей эпохи, которые на рисунке выражены графикой-намеком(11). Этим означается, что любая и каждая эпоха, полагаемая как последующая, потенциальна данными вещами. А потенциал, в соответствии с его понятием, есть вещь-в-возможности. Вещь-в-возможности может таковой и остаться, а если ей суждено состояться, сбыться, то в некотором репертуаре состояний(12). Чем и как ограничен репертуар – "проклятый" вопрос исторической науки. И еще. На рисунке исторические превратности "вещей" эпохи определяются всеми линиями преемственности, их пакетом. Но в этом пакете есть особенная линия – идущая от поколения предшествующей эпохи к поколению последующей. Она указывает собой на кажущуюся простоту и безальтернативность живой, человеческой преемственности: они – наши отцы и деды, мы – их сыны и внуки. Да, установить кровнородственную преемственность для исторической науки дело посильное (к тому же это входит в компетенцию и заботу ряда социальных и культурных институтов: семьи, корпорации, церкви, государства.., что облегчает труд историка). Но не просто объяснить, почему "брат на брата войной пошел", а следствием тому – полная смена ансамбля "вещей" эпохи (оставим в стороне случаи, когда коренное население замещалось или ассимилировалось пришлым).
(…)
 
PRISS-laboratory / Виталий СААКОВ / Музей СССР: к 10-летию учебного проекта // Первый рисунок призван выразить историческую эпоху в минимуме принципиальных "вещей", а также наметить характер смены одной эпохи другою. Без ущерба для Дела музея немалый и непростой ансамбль подобных "вещей" может быть сведен к четырем их группам: к идеям эпохи (звездочки на рисунке), к поколению эпохи (на рисунке символизировано группой человеческих фигурок), к труду поколения (выгнутая стрелка-вектор) и к результатам труда (полуоткрытая, а равно полузамкнутая окружность). Первый рисунок призван выразить историческую эпоху в минимуме принципиальных "вещей", а также наметить характер смены одной эпохи другою. Без ущерба для Дела музея немалый и непростой ансамбль подобных "вещей" может быть сведен к четырем их группам: к идеям эпохи (звездочки на рисунке), к поколению эпохи (на рисунке символизировано группой человеческих фигурок), к труду поколения (выгнутая стрелка-вектор) и к результатам труда (полуоткрытая, а равно полузамкнутая окружность). А смена эпох может быть представлена характером и судьбой преемственности данных "вещей"
© priss-laboratory, 2013
   
 
(дальнейший материал готовится к размещению)    
     
     
  Сноски  
(1)- К числу вкладчиков, выступившими таковыми в Ульяновске в разное время и в разной форме, необходимо с должными оговорками и пояснениями отнести: дирекцию проекта "Ульяновск – культурная столица", администрацию Ульяновской области, Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма, Агентство "Музейный проект" (Москва), Изборский клуб. Я не отмечаю тех, с которыми не имел дел непосредственно и потому не могу лично судить о характере их вкладов. Оговорки в следующем.
В 2011г. в разговоре с Татьяной Ившиной, в то время руководителем дирекции проекта "Ульяновск – культурная столица", возникла идея наработать со студентами-дизайнерами исходные материалы к концепции и техническому заданию на реконструкцию Ленинского мемориала. Было понятно, что прямая архитектурная "атака" на такого рода проекты абсолютно несостоятельна, вне концептуального обеспечения она безусловно обернется ничем иным как фарсом. Тем не менее, "атака" началась, и вскоре ее архитектурные продукты в виде проекта Музея СССР стали путешествовать по России и миру.
Параллельно с архитектурной "атакой" в 2012-2013 г.г. мной и Еленой Сааковой вместе со студентами-дипломниками была выполнена соответствующая проработка. Разумеется, она была сопряжена с написанием данного текста. В четырех дипломных проектах – Анны Комаровой, Максима Бурина, Маргариты Василенко и Юлии – представлены материалы к разделам концепции Музея СССР Пьяновой (
http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/educ-proj_cours_diplom_2012_results.htm#reval-results).
Накануне дипломного проектирования на встрече с Сергеем Лаковским, руководителем Ресурсного центра развития туризма (Ульяновск), было достигнуто понимание в выделении отдельной линии организационных работ и в назначении специальных форматов (организационно-деятельностная игра, проектно-аналитические семинары, тематические конференции), которые вели бы к выработке концептуальной основы проектирования Музея. Таковые линия и форматы были определены, но другое дело – их воплощение и влияние на ширящийся административный фронт работ в продвижении исходного замысла. Правильнее сказать, никакого дела не последовало.
В конце 2012г. в пресс-центре дирекции "Ульяновск – культурная столица" Николай Никишин, Агентство "Музейный проект", своим докладом задал рамки масштабу и характеру технологий предстоящего музейного дела. Но архитектурное проектирование, ведущееся местными силами (мастерская Олега Владимирова), по сути отказалось воспринять данные рамки как рабочие. Зато доклад укрепил творческий дух студентов-дипломников (как говорится, где-то убыло, а где-то прибыло).
Своеобразным вкладчиком оказался Изборский клуб в лице своих лидеров Александра Проханова и Александра Дугина. Их откровенно консервативная позиция в отношении роли Музея оказалась как нельзя на руку в политическом и административном продвижении замысла на самые верхние государственные этажи. Можно с достаточной долей уверенности предполагать, что отныне Ульяновск обозначен на этих этажах "нейтральной" площадкой коммуникативного взаимодействия держателей самых разнообразных ресурсов, доступ к которым регулируется специальными программами и государственными установками (разного рода столицы, территории с особым статусом, стандартные и профилизированные кластеры…). Более того, можно предполагать, что в деле собирания "Государства Российского" (по преимуществу в идеологическом и политическом планах) Ульяновску придана также роль "активной", значимой точки на карте России.
 
(2) - Немалого ряда уже потому, что в "табели о рангах" Музей СССР должен быть бы музеем национальным. Это если речь вести о подотчетности, а если о принадлежности, то – международным (наднациональным).  
(3) - Вещи онтологии более строги и неподкупны, нежели логические исчисления и терминологические построения. Для того и необходимы онтологии: ориентировать нас в пространстве с ментальными "метеоусловиями" не то что затрудняющими обзор, а напрочь исключающими его в силу непреодолимых обстоятельств, чинимых взору и слуху.  
(4) - А разве назначение и роль музеев и памятников не состоят ли единственно в способствовании противоположным сторонам, даже противоборствующим, понять друг друга? Речь не идет о консенсусе или компромиссе, зачастую вынужденных и потому мало способствующих пониманию, не говоря уже о взаимопонимании (см.здесь: Г.П.Щедровицкий "Об истории СССР…", а также А.Конрадова, А.Эткинд "Происходящее не имеет…"). Понимание – дело свободных души и духа, свободных понять и в то же самое время свободных не принять это понятое. Но это уже не значит отринуть, предать анафеме, отправить на костер или поставить к стенке, это значит – научиться общежитию, редко благостному, чаще трудному.  
(4.1) - Онтологические границы не замыкают нечто внутрь себя, противопоставляя это нечто всему остальному, "внешнему". В противоположность границам физическим, или нефизическим, но сходными с ними по роли, они подвижны, как раз предоставляя простор умственному воображению и представлению. При этом предохраняя их от чуждого содержания, "инородного" исходному замыслу.
(5) - Будущий Музей будет абсолютно конкретен в отличие от разной меры абстрактности его организационного и проектного замыслов. А будучи конкретным, он будет иметь дело со всей суммой конкретики социальной жизни, слагаемой из торжествующих и угасающих идеологий, стратового устройства общества, профессиональной структуры и занятий населения, внешних и внутренних друзей и недругов, экономических условий, тяге к истории и к ее отторжению… И если замышляемый срок жизни отмеривается Музею более одного столетия, то нам не дано предугадать вперед даже на 50 коротких лет. А поэтому действительно: главное значение должно быть придано механизму актуализации. И чем раньше и тоньше мы его прочувствуем, тем с большим, дольшим и неожиданным эффектом Музей будет непрестанно актуализировать свое значение для окружающего мира. И, напротив, опережающая мемориализация с неизбежностью будет сокращать открытые пока возможности актуализации. Это ли нужно?  
(6) - То, что памятник должен быть памятником Культуры (см. раздел Примечания "К понятию культуры"), т.е. всего человечества и всей его истории – это безусловно и принципиально (см. в Примечаниях Г.П.Щедровицкий "Воспроизводство и трансляция культуры"). Если он будет памятником т.н. "местного значения" (этнически, географически, исторически), то его признание "обителью духа" также будет местным – знаком локального верования, временного поклонения, ограниченного круга почитателей… В этом смысле "светлый" Акрополь и "темный" Теночтитлан, хотя и разнесены во времени и в пространстве, тем не менее, соседствуют в Культуре (как соседствуют друг с другом светлые и темные помещения в одном и том же жилище одного и того же человека). Именно Культура, а отнюдь не этнография и не краеведение, градуирует световыми оттенками "дела (обще)человеческие". Для грека и ацтека ритуалы в их храмах были в равной степени светлыми празднествами.  
 
(7) - Предвосхищение преждевременно и потому, что Человеческий Дух манифестирует себя посредством всех без исключения экзистенциальных состояний своего носителя: повседневных, событийных и эпохальных. А равно во всех без исключения экзистенциальных ощущениях происходящего: как повседневности, как события и как эпохи. Кульминационные манифестации Духа в одном, другом и третьем становятся "завязью" Истории, а когда в одной кульминации обнаруживаются потенции других, то История начинает направляться человеческим Духом. Сколько таких кульминаций и каковы их сплетения? что считать повседневностью и что событием? была ли это одна эпоха, две, три? где и как проложить меж ними временную границу..? Непростое Дело Музея ответить на подобные вопросы. Еще сложнее эксплицировать ответы как документы Исторической эпохи, как исторические факты тех социальных реальностей, которые призван символизировать и предъявлять проектируемый музей. Но есть еще одно немаловажное соображение о преждевременности. Эксплицировать предстоит состояния и ощущения также самих устроителей и посетителей обитаемого памятника. Формой для их экспликации выступают не что иное, как структуры и механизмы сознания и поведения, которые помимо своего безусловного наличествования, должны предполагать за собой некоторую критическую массу целевых и потенциальных носителей. А это значит, что в Дело музея войдет непрестанный культурно-исторический "маркетинг" (политическая социология и аксиология).  
(8) - Ядро чего бы то ни было представляет несомненно пространственное образование, но как это не парадоксально, с ускользающей мерностью, с размерами, стремящимися к ничтожности. В этом и состоит значение, роль ядра. Идеальное во всех отношениях ядро – точка. То есть, знак предельно точной, точечной ясности. Но поэтому ядру и нужен заключающий контур: смысл и содержание, сфокусированные к точности и точечности, должны быть облечены дополнительными и подобающими смыслами и содержаниями.  
(9) - К четкости стремится терминологическое выражение, но оно не озабочено смыслом. Слово-смысл и слово-термин для взаимного же блага должны избегать друг друга. Слово "музей" и словосочетание "исторический музей" – термины, и потому не порождают ни нового, ни дополнительного смысла, а клишируют смыслы устоявшиеся, т.е. успокоившиеся, замершие, а то и высохшие. Где-то нужны и такие. Но здесь ли? Поэтому: не музей, а обитаемый памятник.  
(10) - В данной графике уже присутствует определенная линейность, которая будет себя обнаруживать в процессе усложнения и конкретизации содержания, выражаемого исходным рисунком. Это притом, что пока никто не может судить об "истинном" строении Истории – линейном (пусть даже о двух и даже трех линиях) или пространственном (с нефиксированным количеством измерений). К принятию линейности нас принуждают культура и цивилизация: таковы наше письмо и чтение. А если История для нас не набор клипов и кадров, а как минимум Текст, то мы вынуждены его писать и читать. Разумеется, линейно. И еще немаловажное. Музейные экспозиции должны прочитываться, исторические экскурсы в экспозиционных пространствах музея прочерчиваться, маршруты посетителей трассироваться… И все это, при нашем безусловном пиетете к пространству, имеет линеарную природу. Но осознавая этот "линейный минус", мы далее обратим его себе на пользу.  
(11) - На рисунке не представлен сам механизм преемственности (а если шире: воспроизводства строя эпохи в течение длинного-короткого времени, смены одной эпохи другою, внутриэпохальных трансформаций, эволюции-модернизации ансамбля вещей эпохи, его восстановления из прошлого…). Так ведь замысел Музея СССР уже не столько в запечатлении памяти "исторических скачков", деле сделанном, сколько в осмыслении "исторической непрерывности", сколь бы сложным это осмысление ни было, к каким бы художественным образам и научным средствам оно не обращалось бы. И, может быть, еще важнее: в способствовании ухода от догматических представлений истории и риторических фигур ее изложения  
(12) - Если "вещи" и их ансамбли как бы перетекают из одной эпохи в другую, оставаясь неизменными, то об истории не может быть и речи. А т.н. эпоха суть квазиисторическая эпоха, или подразделение эпохи исторической  
 
     
  Ссылки  
 
Наталья Конрадова беседует с Александром Эткиндом " То, что сейчас происходит, не имеет никакого сходства с СССР"
источник:
[PublicPost, 22.05.2013 11:09]
– В любых общественно-политических новостях интеллигенция моментально замечает следы ужасного прошлого. "Совок" действительно наступает, или мы переживаем какую-то совсем другую, новую формацию? Мы знаем, что это?
Знаем, знаем. Я профессионально занимаюсь исторической памятью, и меня особенно интересует, как она используется и употребляется, например, в сегодняшней России. То, что сейчас происходит, не имеет никакого сходства с СССР и никакой преемственности. Разве что это одна и та же географическая территория – важный фактор, но не определяющий. Тех людей, которые орудовали во времена сталинизма, уже не существует, сейчас живут их внуки, третье-четвертое поколение. Возможна ли была при Сталине Скойбеда с абажурами (колумнист "Комсомольской правды", которая написала "Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров" – так она ответила политику Леониду Гозману, сравнившему СМЕРШ с СС – прим. ред.)? Нет, тогда был совсем другой язык. Или вот чиновники-олигархи и их гигантские состояния за границей. Было ли такое при Сталине? Этого просто не было и близко. Была коррупция, но это были детские слезы по сравнению с нынешней коррупцией. Как сейчас живет простой москвич? Он ездит в Турцию или южную Индию, и для него это очень важно – это центр его существования. И вся нынешняя политэкономия и социальная психология – совершенно другие. Этот режим не такой, как был тогда. И преемственности с тем режимом никакой нет, она была разрушена. Тот режим убивал гораздо больше, а воровал гораздо меньше. Между ними полвека непрерывных реформ, секретных докладов, разоблачений, покаяний. И страна называется по-другому.
Гимн остался.
Есть некоторое символическое возвращение, например, когда Путин говорит, что нам надо сформировать оборонзаказ, как это было при Сталине. Но ссылки на сталинизм, скорее, прикрывают интересы власти. В интересах власти – прикидываться совками, имитировать политическую преемственность.
– Почему?
Так работает память – люди многое помнят в этой посткатастрофической ситуации. Даже исследователи называют нынешний период "постсоветским", хотя уже 20 лет прошло. Имя для этой эпохи можно придумать, но нет политической воли, чтобы как-то иначе ее выстраивать.
– Что такое "посткатастрофический"?
Советский режим был большой катастрофой. Я в свое время писал статью про столетнюю революцию, которая продолжалась с 1905 по 2005. Условно. Это перманентная революция, которую когда-то так хотели, и она случилась. В ней были пики глобального насилия, как сталинский террор или война. А нынешний режим — это государственный бандитизм.
– Значит, у интеллигенции фантомные боли, раз она все время вспоминает Советский Союз?
У нее совершенно реальные боли. Она потеряла свое место и свое значение. Во время перемен интеллигенция была лидером, какое-то время сохраняла лидирующие позиции и соединяла лучшие из миров – у нее появились новые возможности и оставались советские привилегии: Академия наук, квартира, блат при поступлении в университет. Эти привилегии постепенно отбирались – сначала из общих соображений экономии, а потом в целях социальной и политической борьбы с недовольными. Это история, которую еще никто не написал. Мы с вами можем написать. Хотя она еще и не закончилась.
– Власть все больше и больше посягает на ценности, которые еще недавно казались незыблемыми. Вы видите эту тенденцию?
Да, и многое еще впереди. Система работала на соглашении: власти могли зарабатывать любые деньги безо всякого контроля населения. Население не возражало, пока его собственное благосостояние росло. В какой-то момент выяснилось, что соглашение не работает. Возникло протестное движение, и власти почувствовали опасность, которая исходила из определенных социальных групп – в основном от интеллигенции. Но и народ будет все больше недоволен. Сам народ об этом еще не знает, знают специалисты во власти, и они в панике. Благосостояние – это все, что у них есть, и они принимают превентивные меры. Есть еще люди типа Скойбеды, которые бегут впереди паровоза и думают, что им что-то перепадет. И, наверное, они правы – им действительно перепадет.
– Как можно одновременно писать законопроекты о наказании за оправдание фашизма и допускать фашистские по сути публикации про абажур? Мы можем как-то реконструировать эту логику?
Фашисты – это враги, с врагами нужно бороться, Гозман тоже враг, значит, он тоже фашист. Хотя это, конечно, никакая не логика.
– Видимо, они что-то другое имеют в виду под словом "фашизм".
Слово "фашизм" вообще не имеет большого смысла. Исторически это "нацизм". В политическом дискурсе "фашизм" значит "очень плохо". Это как матерное ругательство, обсценная лексика.
– Вы сказали, что властям еще есть, куда двигаться. Куда именно? Они же не закроют "железный занавес", потому что тогда люди не смогут ездить в Турцию.
Я думаю, что они введут выездные визы, как это было раньше, чтобы контролировать границы. Скойбеда хорошо себя ведет и может выехать, а вы – нет. Они уже начали это делать: человек, который в долгах, уже сейчас не может выехать. Ну и к холодной войне дело идет. Эдвард Лукас из "Экономиста" лет пять назад написал книжку "Новая Холодная война". Его все критиковали, но он был прав.
– Мы оперируем понятиями "железный занавес" и "холодная война", хотя вы сказали, что современная Россия не имеет никакого отношения к СССР.
Генералы всегда готовятся к будущей войне, но все, что они могут сделать – это приготовиться к прошлой войне. Просто у нас нет других слов и понятий. Я называю это "моделью памяти" – те образы и конструкции прошлого, которые применяются для понимания настоящего.
– Память так работает везде и во все времена?
Да, особенно у экономистов и генералов. Но в России посткатастрофическое сознание, здесь модели памяти работают более интенсивно.
– Вы говорили, что события, которые происходили сто лет назад, как, например, фашизм или сталинизм, обсуждаются до сих пор, и назвали это "перенасыщенностью" российской памяти. У вас есть какое-то объяснение этому?
Вообще людям не свойственно помнить события такого далекого прошлого. В России это объясняется двумя факторами. Первый – это масштаб катастрофы. Очень многие погибли. По социологическим опросам, у каждого четвертого россиянина родственники погибли в ГУЛАГе. Второй – непроработанность этой катастрофы в публичной речи, ее непохороненность. Нет никаких коллективных ритуалов, никаких культурных форм. Во времена перестройки культурная сфера бурлила – был фильм "Покаяние". Позже выпустили пятисотрублевую купюру с изображением Соловецкого монастыря времен ГУЛАГа. Вы знаете историю про пятьсот рублей? Когда на Соловках появился лагерь, сделали крыши с пирамидальными перекрытиями. Такими, как на пятисотрублевой купюре, Соловки выглядели так только во времена ГУЛАГа – в 1960-е луковицы восстановили. А в новой купюре, которую Центробанк выпустил пару лет назад, уже нарисованы луковицы. Значит, каждый россиянин носил в своем кармане памятник.
– Это не может быть памятником, потому что россиянин носит изображение ГУЛАГа, не зная об этом.
Так часто бывает с памятниками. Человек идет мимо Медного всадника, но не думает о Петре Первом. В купюре сообщение зашифровано, и расшифровка ждет своего часа. Непонятно, кто это нарисовал в 1990-е годы. Моя гипотеза в том, что это была идея Дмитрия Лихачева увековечить ГУЛАГ – других памятников поставить не удалось. В его книге мемуаров есть именно такая картинка лагеря. Но это моя спекуляция, доказательств нет. В любом случае, кто-то это специально сделал
.
 
     
 
  Примечания  
К ПОНЯТИЮ КУЛЬТУРЫ
Г.П.Щедровицкий
Воспроизводство и трансляция культуры , 1968

в кн.: Педагогика и логика. - Касталь, М.: 1993, с.32 -
.../library/library_GP_pedagogika-i-logika.htm
В социальной системе, взятой как целое, основным процессом, определяющим характер всех ее структур, является воспроизводство. В него входят все другие социальные процессы, в том числе обучение и воспитание. Поэтому естественно начать анализ поставленной нами проблемы с анализа и изображения процессов воспроизводства и в их контексте определять место обучения и воспитания, их функции, строение и механизмы.
В самом простом и абстрактном виде один «акт» или «цикл» воспроизводства можно представить в структуре, изображенной на схеме-1. Это та «единица», в рамках которой мы дальше будем все время оставаться. Блоки Si Sj в ней изображают социальные структуры, являющиеся, соответственно, исходными и конечными в цикле воспроизводства; мы будем называть их состояниями. Для того, чтобы вторая структура действительно воспроизводила первую – а мы предполагаем, что это необходимо для нормального функционирования социума в целом, – между ними должны существовать определенные связи (их изображает ломаная стрелка) и должны быть определенные средства, которые эти связи реализуют.
больше>>>
 

     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 2022 декабрь 24
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с 2022 декабрь 24

последнее обновление/изменение
2022 декабрь 24