![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
||
Виталий СААКОВ Гражданский клуб: городская культура, самоуправление, технологии коммуникации сообщение |
вернуться в разделш | гуманитарные практики и технологии |
содержание разделаш | Городской гражданский клуб |
Часть 1 |
Запись части 1 |
Преамбула |
Самоопределение |
Контекст |
Тематизация и постановка проблемы |
Онтологизация |
Схематизация и объективация |
Выводы 1 |
Часть 2 |
Запись части 2 |
Предварения |
Конструктивизация и предметизация |
Трансляция культуры и воспроизводство деятельности |
Городская культура и типология клубов |
Клуб как феномен городской культуры |
Клуб как феномен высокой городской культуры |
Клуб как феномен интеллектуальной культуры |
Гражданский клуб |
Клуб и самоуправление |
Клуб и коммуникация |
Виталий Сааков ГРАЖДАНСКИЙ КЛУБ: городская культура, самоуправление, технологии коммуникации |
смотри также - Виталий СААКОВ "Город и горожанин: городская культура и цивилизация" |
Часть 1 |
смотри также запись части 1 |
Преамбула |
Я не питаю иллюзий, что мое сообщение будет воспринято и принято с должной полнотой и мерой. Чтобы надеяться на некую меру, я и слушатели должны быть выходцами из одного "цеха". Все мы из разных, даже представители методологического и антропософского учений. В каком пространстве – эмпирическом и/или символическом – возможно подобное разношерстное собрание? В каком обличие следует полагать его состав в целом, в отдельностях и частностях? | Этими констатациями и вопросами я наметил свое движение к идее, представлению и понятию значимого культурно-исторического феномена, маркируемого как «гражданский клуб». |
Самоопределение |
Если я не надеюсь на должную полноту воспринятия и принятия предстоящего сообщения, то что мной движет? Мной движет тема городского самоуправления в обстоятельствах кризиса и катастрофы городской культуры. На полях: нет иной культуры, кроме городской, как в общем, так и в специальном смыслах. Городское самоуправления – стержень городской культуры и культуры в целом. | Если благодаря подготовке этого текста-сообщения, его оглашению и реакции на него, я сделаю в данной теме шаг вперед, а в своей аналитике темы «коммуникация как встреча» поспособствую ее ситуационному выходу на обновленную оргформу НУ, я достигну приемлемого для себя результата. А если выход будет и "за окно", то результат будет более, чем приемлемым, ибо СМД-подход суть практико-ориентированное учение. |
![]() |
![]() |
Контекст |
Таким образом, следует иметь в виду два разноплановых и разнородных контекста: - культуру как таковую и место клуба в ней, вместе определяющих культуру городскую с ее городскими же клубами, - коммуникацию в трансляции культуры применительно к обновлению оргформы НУ(1) и его возможным практикам "за окном". |
Тематизация и постановка проблемы |
Идея и представление «клуба» в ММК-традиции вводится в том числе в связи с гуманитарно-социологической и, глубже, антропологической проблематикой: устройством «общества» и его единицей «человеком». ММК здесь наследует Марксу, противопоставившего «производство» и «клуб» (в самом широком их смысле). По Марксу «производство» отчуждает в данной единице собственно "человеческое", «клуб» восстанавливает (и формирует). Степень отчуждения связана с характером «производства», мера восстановления (и формирования) с характером «клуба». «Клуб» и «производство» суть два функциональных места «человека», к которым может быть сведен феномен «общество», а равно из которых может с определенной долей условности быть выведено «общественное» устройство. Сложность/простота функциональных мест и конкретность/абстрактность их объемлющих общественных систем взаимоопределяют друг друга. Справедливо и обратное. | Собственно, проблема «клуба» должна ставиться дважды: - По отношению к «обществу» (с определенным артиклем) и по отношению к его единице «человек». В первом случае в фокусе внимания будет связка «клуб-производство», в которой характеризуется баланс отчуждения-восстановления "человеческого". В зависимости от "крена" в ту или иную сторону предполагаются исследования и проекты в направлении восстановления баланса или же установления приоритета одной из сторон связки «клуб-производство». - По отношению» к единице «человек» в фокусе внимания окажется «общество» с его дисбалансом, отрицательным или положительным, "человеческого". В зависимости от социогуманитарной и антропологической оценки дисбаланса опять же предполагаются исследования и проекты, нацеленные на корректировку дисбаланса "человеческого", детерминируемого связкой «клуб-производство». |
Теперь проблематизирующие вопросы: - Из каких обществ (с определенным артиклем) выходцы "разношерстного" собрания встретились друг с другом на интернет-площадке с левинтовской биркой НУ? - Какие и как в этих обществах связки «клуб-производство» наложили свои печати на выходцев? - Как осознается случившийся в них (дис)баланс "человеческого", какой – «производственный» или «клубный» – лейтмотив выступает в нем ведущим? - Что из осознанного может/должно принадлежать urbi et orbi? - (...) |
Онтологизация |
Отвечать на подобного рода вопросы призваны онтология и картина, на ней "нарисованная". Цитата в свободном пересказе, опять из Маркса: «жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Требуется в «обществе» выделить главное. На главное в контексте темы сообщения я обращал внимание выше – на идеи «производства» и «клуба». | Разверну в картину. Чтобы индивиду быть, ему требуется есть, пить, одеваться (акцент на «производстве». Поев, выпив, одевшись, индивид задается вопросом, что есть человек (акцент на «клубе»). И так с различными вариациями и с различной интенсивностью акцентировки и смены акцентов происходит во все времена. |
![]() |
![]() |
Схематизация и объективация |
Представляется, что на этой онтологической подоснове уже можно рисовать. Исходная рисовка выглядит следующим образом. Она изображает, во-первых, состав «общества», сведенный к задаче темы и постольку включающий лишь три составляющих: «человек», «клуб» и «производство». Во-вторых, рисовка изображает структурирование данного состава, вводя связь между «клубом» и «производством», превращая составляющие «общества» в его (структурные) элементы. | Причем, составляющая «человек» онтологически созначается с введенной связью. Последнее необходимо для последующего развертывания – усложнения и конкретизации – полученной схемы. Итак, смысл исходной схемы состоит прежде всего в заключении «человека» в категориальную связку «клуб-производство». | Тем самым, мы изначально уходим от произвольных ассоциаций «человека» с разного рода предметностями психологического и социологического толка. «Человек» в этом случае есть функциональная связь-отношение «клуба» и «производства». |
(1)
|
(2)
|
(3)
|
Приняв его таковым, в последующем развертывании данной схемы мы будем объективировать «человека» как весьма определенную связь на каждом шаге развертывания и, далее, реифицировать "за окном" полученные объективации. И обратное – связку «клуб-производство» следует созначать с фигурой «человека». Тем самым мы определяем его в качестве "свободного радикала", обладающего двумя возможностями: включаться как в «клуб», так и в «производство». Раскрывая оба элемента «общества» необходимо видеть в «клубе» т.н. позиции с их "личностными" взаимоотношениями и взаимосвязями, а в «производстве» т.н. функциональные места с их иерархическими и технологическими связями. В данной рисовке за категориальной связью «клуб-производство», как ранее было отмечено, следует усматривать «человека». Иначе говоря, того, кто является материальным воплощением и носителем данной связи. |
Это следует понимать таким образом, что в его воле нечто считать «клубом», а нечто «производством» и поступать "по жизни" соответственно своим представлениям. И в этом нет никакого парадокса. Действительно, я и в школу шел как в «клуб», и в вуз, и на службу. М.б., мне свезло, но полагаю, это не мне одному, хотя это и не норма. Вариант участия в «клубе» как «производстве» также вполне распространен, хотя, как и первый вариант, не является социальной нормой. Организация мной городского семинара, по определению «клуба», и последующее участие в нем рассматривалось сугубо «производством» с необходимыми "продуктами". Что уж там говорить об участии в ОДИ ГП и его учеников (Александра Зинченко, Олега Исаева, Петра Щедровицкого). Выполнялась работа игротехника, докладчика, слушателя, ученика... Каждая из них требовала своего нормативного выхода. Схема предыдущей рисовки и ее интерпретация выражали вполне радикалистский подход как к «клубу», так и к «производству». Но "за окном" все много сложнее. Любой более-менее устойчивый «клуб» не в состоянии обходиться без элементов «производства» – от рутинного делопроизводства до результатов общенационального значения. И обратное. |
Данный рисунок, сохраняя "радикализм" предыдущего, тем не менее снижает его градус, приближая его к "реальным" феноменам различных клубов и производств, которые и должны находиться в горизонте нашего рассмотрения. А клубы нам следует видеть в первую очередь именно "производствами" общественно значимых символических результатов. Таковыми "производственными клубами" выступают, к примеру, политические партии, где значимость и масштаб подобных результатов впрямую связан с массовостью и/или рейтингом партии. А если пренебречь масштабом, то нужно иметь в виду "производственные клубы" с характерными входными цензами: профессиональными, послужными, экспертными… Это, как правило, т.н. закрытые клубы. |
![]() |
![]() |
Выводы 1 |
Подведу итоги предыдущего обсуждения. Оно состояло во введении категории «клуб-производство». Вне определения категории любой текст-сообщения обречен на безмыслие. Но прежде введения категории требуется определиться с онтологическим представлением, т.к. онтология суть подоснова, подмалевок, контурная карта предстоящего изображения и/или высказывания, а категория суть инструмент раскраски, рисования или говорения. |
Слушатели, внимая докладу, старались своими вопросами и комментариями "взять" и онтологический подмалевок, и категориальный инструмент. "Брали" с разной результативностью. Разность, как я понимаю, определялась известным выражением «быть в теме». Это не значит быть в контексте именно того материала, который был представлен в докладе, а значит только ту или иную причастность к тематике и проблематике, заявленными докладом. |
А таковые весьма широки: от техник схематизации до аналитики механизмов самоорганизации и исследования самоуправления, для которых технологии коммуникации служат ведущими. Поэтому, прежде чем я приступлю к следующему докладу, хотел бы прояснить у аудитории состояние «быть в теме». |
(1) - НУ (Невидимый университет) - достаточно случайно состоявшаяся группа методологически и антропософски ориентированных персонажей. Название принадлежит А.Е.Левинтову |
![]() |
![]() |
Часть 2 |
смотри также запись части 2 |
Предварения |
Вторую часть, начиная с предстоящего раздела, я бы хотел сделать уже не в форме доклада или сообщения, хотя и не без этого, а скорее в форме семинара. Соображение мое в том, чтобы роль слушателей, и прежде всего активных, дополнилась бы, а далее сменилась бы ролью участников, словами Ивана Немтинова, «проектно-аналитической сессии». Постольку мы некоторое время уделим восстановлению, если подзабыли, или наметкам, если и не знали, ее основные параметров. |
Иван прав, что таковые необходимы, и мастер ПАС`ов Александр Прокофьевич каждый последующий шаг в своем проекте ТАУ (ранее БанкКолледжа а затем МАБиБД), а в последние годы своей жизни и в киевском Лицее бизнеса начинал с этого действия. Я сейчас буду набрасывать пункты, реперные точки этого формата, а вы уточняйте, дополняйте. | Итак, о назначении и целях ПАСов по Зинченко. ПАСы – это всегда про проекты, которые везде и во всем. Это как бы среда. Я сейчас в широком смысле, а если субъективировать данное средовое обстоятельство, то каждый из нас по отдельности или в составе какой-либо группы включен в тот или иной проект или проекты. Это как бы экзистенция, которая всегда есть открытое множество состояний индивида. Но достаточно выделить в этом множестве два предельных – «свой проект» и «чужой проект», а из них составить две матрешки – «свой в чужом» и «чужой в своем». |
Конструктивизация и предметизация |
Трансляция культуры и воспроизводство деятельности |
В этом разделе переход от "просто" клуба, весьма абстрактного, делается шаг в направлении клуба уже вполне конкретного – к городскому и далее к гражданскому. Для этого требуется постулировать, что: - клуб – это феномен городской культуры, - городской клуб – феномен высокой городской культуры, - городской гражданский клуб – феномен развитой городской культуры как политической. |
Вячеслав Глазычев предельно ясно связал сущность города с клубом. Чтобы город являлся таковым не по внешнему признаку – многочисленности населения, разнообразию благ цивилизации, не находимых в иных поселениях, множеству занятий, несравнимому с другими поселениями, величиной схожими и даже превосходящими городские и т.п. – а по сути, он должен иметь клубы, а именно: театр, биржу и рынок. Это явные приметы города. Все три приметы заключают в себе и отражают собой отмеченные постулаты. Более того, в них совмещены функциональные и морфологические признаки клуба. Другими словами, сугубо функциональный или сугубо морфологический подход в отношении данных городских учреждений не пройдет. Не пройдет постольку, поскольку город являет собой сплав культуры и цивилизации, т.е., знаково-символической своей сущности и материально-вещественной. |
Употребив термин «учреждение», я акцентировал, что город выступает учредителем этих клубов. Так некогда и было в городах с самоуправлением, т.е. с суверенным бюджетом. Ныне же городскому и иному поселению РФ (и не только) выделяют "сверху" именно то и в том определенном количестве и весе, которые впрямую связаны с численностью населения. Эти фиксации в определенном смысле есть "лирика", а чтобы начать говорить "прозой", следует вновь обратиться к категориальным основаниями мысли. |
(4)
|
![]() |
![]() |
Итак, предстоит ввести очередную категорию. Называется она сложно – трансляция культуры и воспроизводство деятельности (без исследования и прожектирования). Без излишнего преувеличения стоит отметить, что ММК впервые в истории разрешил парадокс, связанный со смешением форм существования чего-либо в плане культурной фиксации и обнаружения "этого же" в плане реальном. А также взамен бесчисленных определений культуры ММК положил предельно ясную ее схематизацию. На ее категориальной основе и будет восхождение от абстрактного клуба к конкретному. Или же реификация его идеальной модели. Что выражает и означает онтологическая схема трансляции культуры и воспроизводства деятельности? Означает форму и способ существования деятельности, выделяющие ее на фоне всех возможных форм и способов человеческой активности и только по недомыслию отождествляемых с деятельностью. Например, поведение во всей полноте его гаммы. Что нужно в первую очередь взять у данной категории помимо вроде всем ясно-понятного (?) разделения мира на пространство «культуры» и пространство «социального»? Первое. Необходимо взять строение пространства «культуры». Это иерархический комплекс каналов трансляции норм. Именно его иерархичность и комплексность реализуются в виде воспроизводства ситуаций. В противном случае последние, раз актуализировавшись, не будут, воспроизводиться впредь. Актуализация (если схема с прожектированием и исследованием), реализация и воспроизведение суть итог работы всех каналов – норм, образцов и эталонов. Остановлюсь подробнее на их иерархическом различии, т.к. оно касается непосредственно горизонте клубной типологии. |
Самым нижним каналом – эталонами – транслируются нормативные образования, нормативные конструкции с наиболее полной их восприимчивостью органами наличных чувств социальных индивидов. Таков эталонный метр, хранящийся в Париже. Если будет позволено его не только видеть, его можно взять в руки, повертеть и что-либо им померить. Эталон предназначен для копирования с последующим тиражированием копий. Самым верхним каналом – нормами – транслируются нормативные конструкции, выражающие понятие реализации. Нормы-как-понятия предполагают включения для своего воспринятия/понимания интеллектуальных усилий или наличие определенной интеллектуальной традиции, а чувства здесь не срабатывают. Тем самым, работа этого канала противоположна работе эталонов. Если осваивается понятие, то социальные индивиды или группы ему следуют, следуют соответственно понятому. Другими словами, самоуправления не у города, а самоуправления в городе. Не натурализуя смысла «производство в клубе» и «клуб в производстве», можно их, смыслы, масштабировать, хотя бы метафорически, до смысла «город». Средний канал – образцы – являет собой как бы промежуточные нормативные конструкции, отчасти чувственные, отчасти понятийные, некоторый их баланс. Здесь не требуется полноты восприятия, которое может быть восполнено усвоенным понятием. И наоборот – не вполне усвоенное понятие может компенсироваться чувственной рецепцией. Итак, содержимое нижнего канала подлежат копированию, среднего |
требуют некоторого подобия содержимому канала, а верхнего – следования понятому в нем. И никаким иным образом не обеспечить воспроизведения в пространстве социального того, что актуализовано в нем культурой. Это минимальное описание значения данной категории, оснащение которой позволяет вести далее речь о городской культуре, а следовательно, о клубе. Что следует видеть в плане городской культуры помимо ее онтологического значения, а именно, культуры как таковой? Город в своем функциональном и морфологическом планах суть трансляция и реализация городской культуры. Это как бы тавтология. Тем не менее, вне этой тавтологии речь может идти только и только о городском поселении, лишь внешне схожем с городом в собственном смысле слова (подробно у М.Вебера и П.Щедровицкого). В своей исследовательской теме я фокусируюсь на том положении, что транслироваться и реализовываться помимо много чего прочего (норм вертикальной планировки, образцов застройки, водоснабжения, социальной дифференциации…) должны нормы и образцы городского самоуправления. Как свидетельствует история, именно оно есть механизм интенсивного городского развития, а не только и не столько экстенсивного роста. Клуб, как самоуправляющееся образование, – это как бы микромасштаб городского самоуправления. Другими словами, самоуправления не у города, а самоуправления в городе. Не натурализуя смысла «производство в клубе» и «клуб в производстве», можно их, смыслы, масштабировать, хотя бы метафорически, до смысла «город». |
![]() |
![]() |
Городская культура и типология клубов |
Приступаю к конкретизации схемы «городская культура» (схема 5). Напомню, что конкретизация будет вестись в рамках, в контексте клубной тематики. | Онтологической ее подосновой будут выступать заявленные выше утверждения о клубе, городском клубе и городском гражданском клубе. | Результатом конкретизации предполагается выход на типологию клубов, а последняя может послужить условием самоопределения "клубящихся" на этой площадке в своей истоме по «общему делу». |
(5) | (6) | (7) | (8) | |||||||||||||
|
|
|
|
![]() |
![]() |
Клуб как феномен городской культуры |
Таковых по своей форме и содержанию бесчисленное, при том, что открытое множество (схема 6). В чем состоит этот феномен как феномен и атрибут, собственно, городской культуры? На данном слайде следует видеть рождение/актуализацию подобных бесчисленных и разнообразных клубов. Актуализация обусловлена акцентом в совокупности каналов трансляции именно на канале эталонов – нормативном образовании, приспособленном исключительно к чувственному восприятию. | Это не стихийное т.н. творчество масс, хотя в некоторых случаях его следует усматривать за символом «среда» (но это отдельный разговор). Это копирование воспринимаемого. Разнообразие возникает в связи с тем, что у индивидов социальных ситуаций некоторое разнообразие органов восприятия, помноженное на различие в способности копирования. Здесь же замечу о втором фокусе моей тематизации – о кризисе/катастрофе городской культуры. Схематично он означен пунктирной линией, отсекающей в комплексе каналов трансляцию каналы норм и образцов. В предельных случаях эффект сравним с финалом известной истории современных антропологов о пресловутых фиджийцах. |
А в рядовых случаях, при наличии "нормальной" рецепции, поддержанной подходящими техническими возможностями, возникает эффект, пусть и не катастрофический, но схожий с фиджийским – копируются лишь материальные образцы городской цивилизации. Все нематериальное, те же культурные нормы, остаются за кадром и не реализуются. Повторюсь, этот эпизод исключительно о множественном разнообразии клубов и не предполагает их дифференциации. Другим словами, это разнообразие их множества можно свести в один тип – открытый клуб. |
![]() |
![]() |
Клуб как феномен высокой городской культуры |
Таковая состоит уже не только и не столько в копировании и тиражировании, сколько в создании подобий культурных образцов (схема 7). Если прибегнуть к сравнению из мира искусств, то архитектурная классика не есть копия античной, а приверженность определенному стилю в живописи не предполагает копирования ее знаковых полотен. При этом, возвращаясь к городскому контексту, канал норм, т.е. понятий, отсекается от транслируемого комплекса городской культуры. Это еще не означает ее кризиса, чреватого неминуемой катастрофой, но предполагает его перманентность. А такой характер кризиса есть нечто иное, как медленное затухание и умирание города. Но здесь нужно еще учесть фактор социальной среды, не охватываемой реализацией культуры и постольку живущей по своим законам. И если она окажется "агрессивной" по отношению к актуализируемым и воспроизводимым ситуациям, то динамика умирания города возрастает. |
Что не рядового в клубе высокой городской культуры, что выделяет его из массы клубных учреждений города? Клуб высокой городской культуры не может возникнуть в городском поселении, лишь внешне схожим с городом, что вполне естественно для рядового клуба. Здесь отмечу важный нюанс. В собственно городе обретается немало городских поселений, и речь не столько о городских окраинах. Речь о социологии города. В российских городах неискоренимы элементы традиций сельского образа жизни, не говоря уже о традиции "сословной" дифференциации. Возделывающим сады и огороды в своих городских усадьбах, мастерам на все руки может и не быть никакого дела до собственно города. Они вполне могут довольствоваться плодами цивилизации городских поселений, вкрапленных в город, как бы растворенных в нем. Собственно городской клуб – клубное учреждение, подобное "настоящим" клубам "настоящих" городов. На самой поверхности ночные, элитные, привилегированные... |
А в целом, как на поверхности городской жизни, так и внутри нее, – это клубы, вход в которые предполагает тот или иной ценз: имущественный, профессиональный, правовой, членства в тех или иных учреждениях, того или иного звания, достижений в той или иной области и т.п. Как правило, все они могут быть отнесены к закрытым клубам, буквально или относительно. В городских поселениях они невозможны в силу социальной или профессиональной однородности их населения. Отнесу подобные клубы к типу закрытых клубов. |
![]() |
![]() |
Клуб как феномен интеллектуальной культуры |
Следующий тип клуба, согласно принятой схематизации, есть результат реализации нормативного комплекса с акцентом на канале норм. Таким образом, реализации подлежат понятия, увлекая с собой (схема 8) и образцы, и эталоны. В ОДИ клубы-оппозиции производству отмечались как организованности, в которых могут и текут процессы мышления. | Подобные клубы нужно обнаруживать (!!!) как причастные к интеллектуальным институциям, учреждениям и предприятиям (в области политики и управления, исследований и разработок, образования и гуманитаристики). Такого рода клубы существуют во времени как спорадические, эпизодические и периодические. Форма их существования в пространстве случайна и функциональна. Случай должен свести интеллектуалов вместе, а место не должно препятствовать мысли-коммуникации. Приведу несколько эмпирических примеров. Кант (случай) собирал по выверенному списку за своим обеденным столом (место) собеседников. Такие обеды были периодическими. |
То ли Гугл, то ли Эпл на первом этаже своих офисов открывали кафешки (место), в которых в любой момент могли собраться сотрудники разных отделов для обсуждения идеи, вдруг пришедшей в голову одному из них (случай). Эпизодичность с завидной регулярностью. ОДИ – вообще непревзойденный пример сочетания случая и места. Их эпизодичность для ряда участников могла обернуться "неожиданным" постоянством. Лучшего названия, кроме клубов мышления, и не дать. |
![]() |
![]() |
Гражданский клуб |
Гражданский клуб следует вводить на полной схеме ТКиВД – с исследованием и прожектированием. Таким образом, гражданский клуб подобно клубу мышления суть реализация всего комплекса каналов. |
А его специфика заключается в надстройке схемы ТКиВД (схема 9), в фигурах: - исследователя с доской мышления, строящего знания о состоянии социокультуры, - прожектера с блоком знаний от исследователя, - реализатора с блоком прожектов, вносящих коррективы в комплекс каналов трансляции. В первом приближении данные фигуранты культуротехнической работы составляют разные аспекты мышления в позиции «гражданин». |
Для обозначения принципиальных аспектов его действий требуется еще одна категоризация и схематизация. Но выполнять ее следует в ином формате и режиме – в проектно-аналитической сессии (ПАС). Это, если в парафраз моему Дорнахскому докладу об опыте №2 по сопоставлению тематики коммуникации в антропософском сообществе и в СМД, будет опыт №2 введения понятия «гражданин». Полагаю, что в режиме ПАС обозначат себя регулятивы технологии коммуникации, актуальные для клуба мышления и гражданского, а не досужие техники общения (в виде тех же Бостонских правил(2)). |
(9) | |||
|
![]() |
![]() |
Клуб и самоуправление |
(извините, материал готовится к размещению) |
Клуб и коммуникация |
(извините, материал готовится к размещению) |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]()
|
|