главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории PRISS-news
все новости&обновления
   
  2025   2024   2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013   2012 2011 2010 2009 2008   2007 2006   2005 2004  
   
     
 
02 май 2025 приношу извинения посетителям сайта за его временное отсутствие в сети  
27 апрель 2025 продолжение раздела Социокультура города и проблематика СРТ

чтобы разметить структуру пространства для позиции технологического предпринимателя (ТП) и производной от нее ролевой диспозиции, я, как уже выше отметил, воспользуюсь материалами Летней методологической школы по самоопределению-позиционированию (Юрмала, 2016). При этом необходимо акцентировать тот смысл позиции ТП, который уместен именно в схеме-1 и не противоречит введенному П.Щедровицким понятию. Следовательно, наш ТП также имеет дело с технологиями – в контексте схемы-1 как с "гуманитарными", так и "железными". Действительно, в схеме-1 воспроизводимые ситуации как бы по умолчанию включают в себя те и другие. Их выделение и детализация – дело предстоящих шагов, а пока достаточно лишь констатации. Мне на данном шаге важно отметить, что в соответствие с юрмальской картой-схемой позиция ТП есть сложносоставной знак на границе социокультуры – «знак-позиция». Он ориентирует собой, согласно схеме-1, три функции: исследования, прожектирования и реализации. Ролевая же диспозиция, производная от позиции ТП, призвана к их осуществлению.
 
21 апрель 2025 новый материал в публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Социокультура города и проблематика СРТ

Согласно же П.Щедровицкому, в системе разделениятруда (СРТ), необходимо предполагается институализация совокупности ролей позиции технологического предпринимателя. Таковая должна обеспечить взаимодействие совокупных ролей в производстве, накоплении и обращении знаний в складывающейся СРТ (см. здесь у П.Щедровицкого о городе предпринимателей). Следовательно, необходимо обозначить те роли, совокупность которых может рассматриваться как функциональный аналог позиции технологического предпринимателя или, по крайней мере, их взаимодействие послужит ее складыванию.
 
20 апрель 2025

в разделе "evgeny saakov" продолжение дневника Галины Сорокиной: 26 декабря - 05 января 1997г.:

Валя дважды как бы между прочим заметил, мол, хорошо бы повесить в кухне разноцветные шторы. Покупать новые (эти висят лет 15) пока не на что. Решила собрать все имеющиеся дома тряпочки – х/б ткани, неизрасходованное потенциальное шитье – и что-нибудь сочинить. Сочинила, использовав и прежние шторки, к ним пришила оборки. Ничего. Из остроокрашенной хлопчатки сделала Вале две пары трусов, можно в таких дома без верхней одежды щеголять...

 
14 апрель 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

Вновь обратимся к последовательности трех схем, призванных иллюстрировать обстоятельство как кризиса городской социокультуры, так и условие его преодоления. В первом варианте последовательности рассматривалась роль среды в качестве действительного источника кризиса. Во втором варианте, в обратной последовательности "этих же" схем среде будет придано противоположное значение: с опорой на нее будет моделироваться возможность преодоления кризиса. Среда будет связываться со становлением городского/гражданского клуба, функционально призванного к восстановлению каналов трансляции, подвергшихся средовой эрозии.
 
06 апрель 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

необходимо констатировать неизбывное противоречие социального и культурного, а точнее, процессов и механизмов, лежащих в их основе и обеспечивающих их изменения или же их стабильность. В плане социального – это процессы и механизмы средообразования, средовой изменчивости, а в плане культуры прямо противоположное – отсутствие динамики в трансляции ее норм. Характеристики обоих плана суть онтологические характеристики. И логически, и интуитивно понятно, что транслируемая норма должна быть неизменна, иначе она не сможет быть ни вменена (реализована), ни воспринята в целях ей следования. А в отношении среды немыслимо видеть ее неизменной и неподвижной(78).
 
22 март 2025 завершение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Я предположил со своей стороны, что антропософское понятие конверсации в методологии нужно сопоставить (здесь я вспоминаю замечание Владимира, что сопоставлять можно только через третье, а я сопоставил напрямую) с методологическим понятием смысла в коммуникации. То есть, роль конверсации в разговорах, которые ведет антропософия я сопоставил на этой графике… Надеюсь, представителям антропософского сообщества не надо напоминать, что это такое и сколько там шагов? Про один шаг в самом начале я сказал. Моя рисовка схемы Юрия Виленовича, который не брал в руки карандаша и не рисовал, была инициирована как первый шаг конверсации, называемым имагинацией. Кстати, почему опыт номер один был прерван на этом шаге сопоставления? Было сказано, что вторым шагом конверсации служит "засыпание" или инспирация, и все разошлись спать. Утро вечера мудренее гласит славянская пословица, может и у других этносах есть схожие. Было прервано состояние активного созерцания.
 
18 март 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

Подведем предварительные итоги обращения к первой схеме. Воспроизводство городских ситуаций, т.е. тех, благодаря которым поселение, в т.ч. городское, становятся городом как таковым, городом в строгом смысле (по М.Веберу и не только) выражено именно данной схемой. Это значит, что "раз появившись", городские ситуации впредь воспроизводятся и, тем самым, в городе осуществляются исключительно городские деятельности – деятельности, имеющие место быть только и только в городе и благодаря городу. На самой поверхности это те из них, которые следует связывать преимущественно с городской цивилизацией: с той же канализацией, водоснабжением, транспортом, электроснабжением и пр. Не вполне наглядны специфические городские деятельности, связываемые с городской культурой...
 
15 март 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Клуб как модель возможного восстановления городской культуры

Для того, чтобы начать составлять "техническое задание" (ТЗ), вновь пройдемся по трем схемам, развертывая каждую из них в установке на "ТЗ". Первая схема в этом ряду будет означать и выражать нормальное состояние городской социокультуры. При этом в понимании, что схематизировано именно идеальное ее обстоятельство. Идеализация связана преимущественно с характеристикой среды как инертной и пассивной. Это вовсе не значит, что нормализация городской социокультуры должна непременно сводиться к нейтрализации среды.
 
09 март 2025 продолжение публикации "Город и горожанин. Культура и цивилизация" - Город в "горизонтальном" измерении СРТ. Цивилизация в городе/ Проблематика городской цивилизации в РФ

Вячеслав Леонидович Глазычев полагал клуб одним из важнейших признаков города, т.е. городской культуры. К числу непременных клубов он относил театр, суд, биржу и рынок. Другие виды городских клубов, которых обычно не счесть, также выступают городскими приметами и атрибутами городской жизни, но именно четыре им отмеченных суть признаки города как такового. Глазычев не назвал в числе признаков ратушу (или же бурмистерскую палату, городскую думу, магистрат), т.к. имел ввиду самоуправление исключительно в городах Российской империи. В них полных аналогов европейской ратуше не было, да и существовали они эпизодически в XVII-XVIII веках лишь как ее синонимы, к концу же империи этот синоним был заменен на городские магистраты. Понятно, что как первые, так и вторые были лишь некоторым формальным подобием ратуши – западно- и восточно-европейского института городского самоуправления...
 
03 март 2025 продолжение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Если отвлечься на предыдущем слайде от весьма непростого изображения, или закрыть на него глаза... Как бы закрываем глаза, не видим того, что мой курсор обводит, а видим только пространство идеального, сферу духа, которые выше верхней скобки. И также видим эмпирическую действительность, которая за нижней скобкой. Эти скобки как рамки выделяют, отбрасывая все ненужное, не относящееся к пространству идеального или эмпирического. В этом значение и роль рамки в методологии. Отбрасывается все, все что не относится к обоим пространствам. А рамка выделяет. Это вроде кадрирования, если провести аналогию с фотографией. Итак, в кадре совмещены два пространства: методологическое и храмовое, но только с методологической точки зрения. Только в категории «форма-содержание» возможен осмысленный разговор о любом феномене с его объективным содержанием и с его же знаковой формой, что делает в общем-то и антропософия
 
01 март 2025 продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - "Чтение и коммуникация: Логико-эпистехмологические вариации на графику схемы МД"

Примем, что на "доске" мД намечаются и в дальнейшем будут развертываться «содержания». Пусть это и звучит парадоксально в части данной "доски", но на данном шаге данной вариации Сообщитель свою мД-ситуацию рассматривает как бы "объективно". Тогда "доска" М-К будет служить Сообщителю для конструирования и фиксации «форм» для пока "бесформенных" «содержаний» (смыслов, интуиций, догадок и т.п.). В данном случае коммутируются позиции с индексами (1.1), (1-3) и (3.1). Первая, с индексом (1.1) – это позиция, отождествляющая себя с действительностью мД, вторая с индексом (1-3) – рефлектирующая мД-ситуацию, третья (3.1) – отождествляющая себя с действительностью М-К.
 
20 февраль 2025

продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - "Чтение и коммуникация: Логико-эпистехмологические вариации на графику схемы МД"

графическое наполнение схемы-принципа МД преимущественно «рефлексией» выражает один из важнейших ее принципов – гетероархированность содержимого схемой.С точки зрения "плоского рассудка" пояс М может рассматриваться как управляющий поясом М-К, пояс М-К как управляющий поясом мД. Иное дело рассмотреть отношения поясов с точки зрения "объемного разума". В этом случае один из предпочтительных вариантов – это смена отношения иерархии на отношение ортогональности...

 
20 февраль 2025 актуальное: : "Институт развития имени Г.П.Щедровицкого"/ 23 февраля 2025 года Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого по теме "Мысль-коммуникация"  
09 февраль 2025 продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - "Чтение и коммуникация: Логико-эпистехмологические вариации на графику схемы МД"

Теперь примем ортогональность относительно поясов схемы. Зададим ее сначала относительно поясов М-К и мД. Первый примем организационно-деятельностным планом (ОД), а второй объектно-онтологическим (ОО). В данном случае, как и в предыдущем, не может состояться перенос содержаний из одного пояса в другой хотя бы потому, что они уже не пояса, а разные планы, тем более, ортогональные. Если перенос содержаний не может состояться ни в их исходном виде, ни в преобразованном, то в каком отношении, кроме отношения переноса, могут состоять оба плана?
 
02 февраль 2025 продолжение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

...любой из этих слоев – слой мысли-коммуникации, слой чистого мышления, слой действования – он для нас возможен только при условии нашего интенционального отношения. Если наше сознание не содержит этих интенций обращения к мышлению, к разному мышлению – к научному, философскому, антропософскому, методологическому, и если, вступив в разговор, общение с кем-то, наше сознание, не будет содержать интенции на то, чтобы этот разговор стал мыслью-коммуникацией, то так и будет разговор, будет общение. Тоже вполне законные явления и феномены из мира людей...
 
27 январь 2025 продолжение доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Я подчеркну: не каждый говорящий суть коммуникант, не каждый разговор суть коммуникация. Почему? Коммуниканты, как это изображено, – это человечек слева и человечек справа. Для упрощения, для внутреннего употребления в СМД-методологии достаточно рисовки двух: говорящий, который слева, и слушающий, который понимает, он справа. Но в схеме мыследеятельности говорящий, который слева, – это сложная комплексная позиция. Сложная. Считаю: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Как минимум семь ролей разных в этой комплексной позиции говорящего Столько же ролей и у фигуры слушающего, т.е. понимающего....
 
19 январь 2025 начато размещение моего доклада "Опыты сопоставления тематики «коммуникация» в антропософии и СМД-методологии. Опыт №2"

Я, участвуя в этой конференции, предпринимаю попытку номер два – связать в своем мышлении и сознании тему коммуникации с двумя учениями, обозначенными в названии доклада, поскольку глубоко уважаю двух выдающихся мыслителей 21 века. С одним из них, Георгием Петровичем Щедровицким, мне посчастливилось встретиться лично и прошагать с ним от этой встречи до самых последних его дней. Буквально до последних, поскольку нес на похоронах крышку его гроба. А само учение продолжаю нести по жизни, пока сам жив. Никто из нас не имел личной встречи с Рудольфом Штайнером, но все усилия антропософского сообщества предпринимаются в связи с организацией конференции для того, чтобы такая встреча происходила. Рискну воспользоваться антропософским языком – с существом Рудольфа Штайнера....
 
23 декабрь 2024 в разделе "Евгений Сааков" начато размещение текста "Дневник Галины Сорокиной", который она вела в конце 90-х, кем только и как только не прославленных. Галина Георгиевна - двоюродная бабушка Евгения, их очное знакомство состоялоось в начале 2000-х. В разделе "Евгений Сааков" это не первый ее материал.

справка:
Галина Георгиевна СОРОКИНА (ЦИОМЕНКО-СОРОКИНА, 1933-2010 гг.) - журналист, выпускница филологического факультета МГУ им. Ломоносова; Жена поэта Валентина Проталина. работала в журнале "Изобретатель и рационализатор", в "Экономической газете", "Комсомольской правде", "Литературной газете", газете "Курьер". Автор знаменитых в 70-е годы "Экономических писем из семьи"; в 90-х годах издатель, главный редактор собственных журнала "Культура и свобода" и пушкинской газеты "Автограф", единственной в своём роде, которая в тяжёлые 90-е годы продолжала культурную традицию гуманитарной русской мысли. В последние годы создала четыре книги малой и большой прозы и мемуарной эссеистики (из них две опубликовала, а также подготовила к изданию и опубликовала неизданное ранее из литературного наследия Валентина Проталина
 
14 декабрь 2024 продолжение тезисов к Чтениям памяти Георгия Петровича Щедровицкого - Чтение и коммуникация: Логико-эпистемологические вариациии на графику схемы МД

Названия последующих тезисов требуют пояснения относительно присутствия в них круглых скобок, заключающих часть их названия. Скобки в названии и полутон эмпирической фигуры в графике схемы вместе означают фактическое отсутствие фигуры одного из коммуникантов и, соответственно, фактическое отсутствие проговариваемого или понимаемого именно ею текста-сообщения. Если в скобки заключена вторая часть названия тезиса, в данном случае термин «сообщение», и вторая фигура дана полутоном, то это означает фактическое отсутствие второго коммуниканта и равно фактическое отсутствие принадлежащего ей текста-сообщения, т.е., согласно фону и контексту схемы, текста-сообщения, понятого "здесь и сейчас". И то же самое касается другой части термина «текст-сообщение» и другой фигуры коммуниканта. ко
 
     
 
 
вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory
вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
 
с январь 2018

последнее обновление/изменение
01 январь 2024
12 январь 2020
13 октябрь 2019
07 январь 2018