главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий Сааков, руководитель PRISS-laboratory Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть изображение Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории  
Виталий СААКОВ
Педагогическое программирование
(индивидуализированные формы педагогической практики и педагогических исследований
(теоретико-методические задачи и практико-методические предписания

Первый педагогический колледж, Ульяновск 1998/ при участии Людмилы Макаровой
   
  гуманитарные практики и технологии:  
  педагогическое программирование  
  (1.1) педагогическая практика  
  (1.2) гуманитарная практика  
  (2.1) тематизация  
  (2.2) планирование  
  (3.1) резервы и ресурсы  
     
 
содержание разделаш часть I: практика часть II: исследование и проектирование
  педагогическая практика: введение тематизация исследовательских и проектных задач
  задание и план индивидуализированной практики введение в педагогическую антропологию и антропотехнику
    принципиальная схема организации практики   ситуационные задачи учебного педагогического заведения
    устройство практики   актуализация задач учебного педагогического заведения
    практические задачи   перспективизация задач учебного педагогического заведения
  исследовательские темы практики   рамки и содержание программы учебного заведения
    разрабатываемые темы   педагогические план-карты культурных сред города
    перспективные темы   культуротехнический эксперимент (описание опыта)
  индивидуализированные практические задания планирование работ
    задачи индивидуализированного программирования вхождение
    планирование исследовательских работ   план, репрезентация и оценка педагогических исследований и проектов
    планирование практических работ   рецензирование, аннотирование и публикование результатов
  гуманитарная практика: вхождение   изложение в организованной коммуникации
  построение и организация гуманитарных практик  
    цель и задачи гуманитарной практики часть III: ресурсы и резервы педагогического программирования
    методические основания гуманитарной практики тематическое направление программирования и формы участия
    структура и содержание гуманитарной практики   инвентаризация ресурсов подразделений и рабочих групп
    организация гуманитарной практики   организация работ в программировании
    локальная система практики и анализ практических мест   место и время программирования
    требования к работам и план прохождения практики  
  практика в гуманитарной школе колледжа  
    локальная система практик гуманитарной школы  
    организационная схема практики  
    задания на практику в гуманитарной школе  
    установочное задание  
    индивидуальное рабочее задание  
    пример индивидуального рабочего задания  
       
     
   
  практика
  педагогическая практика:
введение в педагогическое программирование
  задание и план индивидуализированной педагогической практики
  принципиальная схема организации практики
Индивидуализированные педагогические практики (ИПП) в отличии от "стандартных" практик встроены организационно и содержательно в процесс и работы по индивидуальному курсовому проектированию (ИКП) и составляют одну из его практических площадок (см. рис.1). Подобная площадка может выполнять по отношению к ИКП стартовую функцию, промежуточную и финишную. В зависимости от места и функции практической площадки в ходе работ над ИКП назначается организационная схема практики, определяются ее задачи, руководители и исполнители. В то же время независимо от места и функции в ИКП (конкретно - от ее прохождения на том или ином курсе обучения) ИПП призвана соединитьдве содержательных с точки зрения профессиональной подготовки области: т.н. "чистого" содержания и учебного материала.
Это и есть индивидуализация практики - как в отношении форм и содержания обучения, так и в отношении позиций, действующих на практической площадке.
Залогом индивидуализации является одновременное удержание в понимании двух рамок - исследовательской и педагогической: не подменяя исследовательские работы педагогическими (отработкой фиксированного стандартного учебного задания) и педагогические работы исследовательскими (игнорированием учебных задач).
Характер "соединения" в одной оргформе двух отмеченных областей определяется местом ИПП. Так, на I курсе обучения ИПП выполняет роль механизма самоопределения и социокультурной (в т.ч. профессиональной) ориентации. На завершающем - подводит своих участников к профессиональным программам (карьера, тип практикования профессиональных знаний, совершенствование компетенции...).
рис.1
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Педагогическое программирование/ 1
© priss-laboratory, 1998
   
  устройство практики  
 
Ее устройство прежде всего позиционно. Все позиции осмысленны в рамках исследовательского объекта и педагогического предмета, корреспондирующих с рамками схемы рис.1. Позиций, как минимум, пять (рис.2):
В объектной рамке: (1) антрополог, (2) "человек", (2) техник, воздействующий на "человека", и две (4,5) реактивные позиции-проекции "человека".
В предметной рамке: (1) антропотехник, (2) единица человеческого материала (психосома), (3) наблюдатель (Лог), две (4,5) позиции-активности единицы человеческого материала.
Форма и способ индивидуализации данной практической площадки и ее событий неисчерпаемы в принципе.
Например, площадка может быть антропологической со всеми вытекающими следствиями: все, происходящее на площадке должно быть объективируемо (не важно в какой системе знаний, мировоззрения, организации), события могут развертываться от любой из позиций (описание которой кладется в основу объективации). Если от позиции Антрополога, все описывается в терминах антропологии (религиозно-метафизической, политической, социальной...), если, к примеру, от позиции Само-Ощущения, то все описание будет нагружено психологическим значением.
Диспозиция также может быть полной и частичной. Вне зависимости от характера индивидуализации, на площадке должны замысливаться и воплощаться исследовательские и педагогические проекты, усиливая и дополняя друг друга, проблематизируя и оппонируя друг другу, выступая по отношению друг к другу и онтологией, и инструментарием.
рис.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Педагогическое программирование/ 1
© priss-laboratory, 1998
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Педагогическое программирование/ 2
  практические задачи  
 
В ходе обучения (общего или специального и профессионального) существует "скрыто" и отчасти себя проявляет ряд педагогических задач, которые не решаются в "теоретической" форме в принципе. Т.е., не разрешимы в усилиях просвещения, в рассудочных и коммуникативных действиях. К таковым задачам относятся прежде всего: гражданское воспитание, этико-профессиональная подготовка (как подготовленность), оргуправленческое оспособление, привитие широкой или избирательной коммуникабельности... Также целый ряд навыков-умений и способов-подходов (как деятельностных, так и мыслительных) в исследовательских и проектно-аналитических работах педагогики приобретается только сугубо "практически": внутри работ, строго осуществляющихся по предзаданной норме и превращающихся в самодеятельность и дилетантизм (без отрицательной их оценки) вне нормативной организации работ.
Опыт
В методической традиции подобные задачи называются опытом. Опыт есть неотстраненное и неустранимое участие в каком-либо деле, причастность к принятию и претворению решений, требование как бы полной отдачи душевных, интеллектуальных и физических сил (или, по крайней мере, их известного напряжения).., что в сумме и составляет т.н. "память тела", "персональное знание", "опытность", "интуицию", в конце концов практичность в исходном значении данного слова - как неотъемлемого качества мыслящего человеческого существа. Чтобы приобретать подобные качества, необходимы особого рода учебные ситуации. В целях учебно-воспитательной эффективности и практической результативности они должны быть устроены наподобие тренажеров и испытаний (полос препятствий, если на языке спортивной и военной подготовки).
Другими словами, должны быть "ненормальными", т.е. отличными не столько от режима аудиторных занятий (дидактики), сколько от режима повседневности, должны противостоять привычке (в самом широком толковании) и автоматизму. Это ситуации самоопределения - либо отказа от интеллектуального и психологического "комфорта" внутри уже приобретенного и осуществляемого опыта (человеческих и профессиональных качеств) как изъятий из личности, либо принятия "страданий" (известных неудобств, отягощений, перенапряжения...), откладывающихся в опыт личности.
Наиболее полной по форме ситуации практикования являются в том случае и в той мере, в какой они организуются в соответствии со схемой-2 и отрабатываются одним индивидом. Тогда позиционная структура схемы-2 (со своим смыслом и содержанием, напряженностью внутренних отношений, темпоральностью и динамикой смены состояний...) и может быть понята как личность (структура личности) в практической ее трактовке или в традиции праксиса.

Вклад
Т.о., не менее важной задачей практики является вклад в структуру личности. Если она о-сознается самим индивидом или сторонней к ней инстанцией - агентом формирования личности. Если таковая не артикулирована и не объективирована, то задачей практики и является артикуляция и объективация личности как ее структурация посредством специфических в нее вкладов. Практичность вкладов в личность в том, что они с неизбежностью оборачиваются практическими делами личности (даже профессиональное образование и подготовка как всего лишь частичные вклады в личность рассматриваются в плане будущей отдачи - социальной пользы и общественной практики).
Чтобы идея личности и личностных вкладов не носила абстрактно отвлеченного и демагогического характера, ее структура и возможные вклады должны быть определенно целевыми: в личность Проектировщика, в личность Исследователя, в личность Педагога... Все, разумеется, с большой буквы.
Притязание
В комплексе практических задач присутствует задача расширения и углубления за счет приобретаемого в практике опыта стандартов обучения, выход в смежные области и предметы, обозначение содержательных и психологических пределов индивидуального образования. Все это возможно при наличии определенных притязаний. Их обеспечение или пробуждение есть практическая и практичная задача. В своем исходном состоянии, предшествующем практике, различные притязания одного индивида и какое-либо притязание различных индивидов также различны и не совпадают как бы по уровню, охвату, немедленности исполнения.., но подлежат единственному техническому отношению - росту. В этом залог роста всего остального: готовности и способности к выполнению чего-либо, компетенции и профессионализма, активности и мобильности...

март-июнь 1998
вверх вверх вверх вверх
исследовательские темы индивидуализированной педагогической практики  
  разрабатываемые темы  
 
  исследование и проектирование ориентирующих свойств среды  
1. Проблематика и цели исследования:
1.1. Проблематичность в современной ситуации существования и осуществления т.н. нормативного педагогического производства:
око развернутые и достаточно тонко структурированные средства mass media и информационных технологий и постоянно совершенствуемые экранные технологии являются конкурентами живого педагогического акта,
отсутствие идеологического фундамента для воспитания и образования,
тотальная меркантилизация.
1.2. Перечисленное не является союзником не только педагогического производства, но и "традиционно" культивируемой педагогики (в этнических, конфессиональных, субкультурных, профессиональных и т.п. рамках). Собственные внутренние сложности развития института педагогики заставляют признать наряду с очевидными "внешними" факторами, участвующими в совокупном учебно-образовательном и воспитательном процессе, и факторы "неочевидные", объединяемые термином среда(1). Взаимоотношение педагогического производства (например, в виде педагогических технологий и дисциплин) и различных средовых воздействий и влияний является целью исследовательских и проектных педагогических разработок в рамках данного исследовательского направления.
2. Основные рабочие понятия исследования
2.1. Моделирование в социальных и гуманитарных науках (искусственное и естественное, культурное и социальное, ...)
2.2. Антропологическая модель и антропотехническое моделирование (космологические, религиозные, культурные, философские, социальные и технические основания антропологии и ее моделей, антропология и антропотехника, ...)
2.3. Искусственные и естественные среды (среды существования, знаковые среды, символические среды, непрерывные и дискретные среды...)
2.3 Среда и технология (средовой подход и большие технологии, средообразовательные приемы и конструирование среды, схема технологии и технологизации...)
3. Исследовательские модели
3.1. Ориентирующееся существо (организм и характер, биоид-индивид-личность, ...)
3.2. Ориентиры и координаты культуры (схема трансляции культуры, культура как нормативная и организационная структура, культура как ментальность, субкультуры, культурология и культуротехника...)
3.3. Образование и подготовка (образование с ядром профессиональной подготовки, профессиональное образование с ядром общей подготовки...)
4. Учебные цели исследования
4.1. Приобщение к работам исследовательского характера
4.2. Научение выделению (в случае эмпирической или прикладной исследовательской темы) и конструированию (в случае теоретической или технической темы) исследовательского предмета: прежде всего тематики и проблематики, традиции понимания и предыстории ставящихся вопросов...
5. Организационная форма работ
5.1. Курсовой педагогический проект в рамках индивидуализированного педагогического программирования
5.2. Индивидуальные педагогические практики в рамках индивидуализированного педагогического программирования
5.3. Гуманитарные практики в рамках исследовательской программы учебного заведения и исследовательских проектов его подразделений
5.4. Работа в проектно-исследовательской группе учебного заведения
  педагогические дисциплины и педагогические инициативы  
1. Проблематика и цели исследования:
1.1. Дисциплина и инициатива служат двумя сторонами одной задаче - обеспечению профессионализма как кометентности и ответственности, исполнительности и изобретательности... Общепризнанно, что сегодня формы и содержание профессионализма в отечественной педагогике деформируются и трансформируются. Перспективы педагогического профессионализма и традиционная профессионализация в сфере педагогики проблематичны. Об этом свидетельствует обилие реформ, модификаций и новаций в данной области теории и практики. Большой вопрос - что есть сегодня нормальная школа:
едагогика свободы или педагогика дисциплины? педагогика инициативы или педагогика авторитетов..?
что составляет содержание беспрерывно множащихся организационных форм? возможна ли внепредметное обучение..?
то необходимо передавать - знания или способности? материал или формы..?
то есть главная категория образования - метод? содержание? организационная форма..?
2. Основные рабочие понятия исследования
2.1. Дисциплина научная, дисциплина учебная. Дисциплинарная форма (режим, регламент, протокол, стандарт внешний и внутренний...)
2.2. Инициатива: векторы устремления, ориентиры, механизмы
3. Исследовательские модели
3.1. Дисциплина и инициатива как усилие интеллекта и духа (характер усилия, время усилия, направление усилия, мобилизация усилия...)
3.2. Пространство проявления и направления инициативы, внутренняя и внешняя дисциплина (управление усилием, продуктивность дисциплины...)
3.3. Культура - рамки инициативы и дисциплины: культурологический и культуротехнический аспекты (антропотехника в культуре и против культуры, педагогика как инициатива и дисциплина, инициатива и дисциплина в педагогической науке и педагогической практике...)
4. Учебные цели исследования
4.1. Объективация педагогического акта как соединения дисциплины и инициативы педагогических сторон
5. Организационная форма работ
5.1. Курсовой педагогический проект в рамках индивидуализированного педагогического программирования
5.2. Индивидуальная педагогическая практика
5.3. Участие в исследованиях и организационных проектах рабочих групп учебного заведения
5.4. Работа над развертыванием экспозиционно-демонстрационной функции учебного заведения (в частности, "Музея педагогики") и по созданию Архива (банка) педагогических инициатив и дисциплин
вверх вверх вверх вверх
  перспективные темы  
 
  метапедагогика: нормы и экстремумы педагогической теории и практики  
1. Проблематика и цели исследования:
1.1. Проблематичность:________________
2. Основные рабочие понятия исследования
2.1. _______________
3. Исследовательские модели
3.1. _______________
4. Учебные цели исследования
4.1. _______________
5. Организационная форма работ
5.1. _______________
 
  мыследеятельность и антропотехника: основания системомыследеятельностной (смд) педагогики
педагогическая система Г.П.Щедровицкого
 
1. Проблематика и цели исследования:
1.1. Проблематичность: ______________
2. Основные рабочие понятия исследования
2.1. ______________
3. Исследовательские модели
3.1. ______________
4. Учебные цели исследования
4.1. ______________
5. Организационная форма работ
5.1.
______________
вверх вверх вверх вверх
индивидуализированные практические задания  
 
  задачи индивидуализированного педагогического программирования в рамках исследовательских тем и проектов  
Задачи Индивидуализированного педагогического программирования (ИПП) определяются ее местом в системе профессионально-педагогической подготовки и гуманитарного образования (см.схему-1). В соответствии с данным местом ИПП является механизмом развертывания:
(а) содержания индивидуального курсового проектирования и
(б) его организационных форм,
где (а) принадлежит области т.н. "чистого" содержания, удерживаемого исследовательской рамкой, а (б) - области т.н. гуманитарной практики, ограниченной педагогической рамкой.
Т.о., в состав задач ИПП входят (см. рис.2 и рис.3):
А. Воспринятие и раздельное удержание, как минимум, двух рамок - объектно-исследовательской и предметно-педагогической
B. Вхождение в исследовательскую тему - ее проблематику, основные представления, понятия и категории, рабочие модели...
C. Педагогическая предметизация исследовательского содержания практики - постановка т.н. антропотехнического эксперимента как ядра гуманитарной практики
D. Подготовка отчета - дневник практики ("вахтовый" журнал регистрации педагогических событий и предметов), педагогическое эссе (средовая лично-субъективная оценка времени и пространства практики), описание эксперимента (тематизация индивидуального курсового проекта).
A. Воспринятие объектно-исследовательской и предметно-педагогической рамок с целью их раздельного удержания: Если эта задача в ходе практики решается, то решается и задача исследования и проектирования в педагогике.
Дело в том, что исследовательские работы в намерении их педагогизации должны осуществляться на соответствующей практической площадке - там, где осуществляются педагогические и антропотехнические акции - предметные, конкретные, живые, но ни в коей мере не формальные, не ритуальные, не алгоритмические. В противном случае исследовательские работы будут иметь профанационный характер. В связи с этим же настоящие и живые, и постольку проблематичные, педагогические и антропотехнические акции требуют своего теоретического осмысления. А для этого, в свою очередь, необходимо представление об исследовательском объекте (с которого и "снимаются" педагогические предметы).
B. Практическое вхождение в исследовательскую тему: Таковое является более продуктивным, нежели теоретическое (или дидактическое) введение в нее. А более практичным, поскольку практикант в данном случае подвергается неминуемой и "спонтанной" проблематизации. Это означает (в случае если она состоялась), что практикант реально испытал дефицит средств.
Более того, технически организованная проблематизация позволяет рационально осмыслить сложившуюся ситуацию дефицита средств (от моральных сил до инструментальных навыков). Т.е., осмысленно поставить задачу их восполнения - не дидактического (навязываемого и вменяемого), а практического (деятельного, лежащего в русле целеполагания и самоопределения).
C. Чтобы проблематизация не состоялась как формальная: Другими словами, отстраненной и овнешненной и необходим т.н. антропотехнический эксперимент. Его структура (логическое и экзистенциальное устройство, понимание онтологических оснований теоретических конструктов и эмпирических макетов, отличие от научного эксперимента...) с неизбежностью - при профессионально честном отношении к происходящему на практической площадке - производит проблематизацию в отношении всех участников эксперимента (прежде всего организатора, практикантов и лишь в исключительных случаях в отношении "подопытных" индивидов).
D. (...)
июнь 1998
рис.2
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Педагогическое программирование/ 3
© priss-laboratory, 1998
   
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Педагогическое программирование/ 3
вверх вверх вверх вверх
  планирование исследовательских работ  
2.1. Планирование исследовательских работ осуществляется как в рамках Единого учебного плана, так и за его рамками. План взаимоувязывает этапы исследовательских работ в структуре Индивидуальной педагогической программы, в частности время ндивидуальной формы курсового педагогического проектирования и педагогической практики. Индивидуальная форма и привязанный к ней план определяются, по преимуществу, годом и семестром обучения. В зависимости от продолжительности курсового проектирования тема исследования членится на определенное количество этапов работ, а этапы на разделы работ. Так, если работа над курсовым проектом должна продолжаться более 1 года, то и исследование должно содержать более 1 этапа. Как уже отмечено, этапы исследовательских работ могут и выходить за формальные (административные) рамки профессионального обучения. 2.2. Планированию, таким образом, подлежат: этапы и разделы работ, структура разделов с указанием содержания и инструментария работ. Ниже приведены формы планирования конкретных исполнителей (курсантов педагогического исследования и проектирования).
(табл.1)   разделы форма и содержание работ структура раздела и инструменты сроки выполнения
практикант:
студ. 140-й группы М
.Пугачева
(руководитель В.В.Сааков)

План-карта исследовательских работ
1 Рабочие понятия и определения (Введение) педагогическая интуиция, гипотеза, инструменты модель и моделирование в педагогическом исследовании,
антропологическое (антропотехническое) моделирование,
среда, городская культура
30.12.1997
2 Описание опыта опытная площадка, опытный материал феноменальное описание,
проблематика
30.12.1997
30.01.1998
3 Проблема и техника ориентации хроника опыта, место в образовательной программе контекст идей и понятий,
контекст ситуации
28.02.1998
4 Способность ориентации и педагогическая задача социокультурного ориентирования в соответствие с рабочим содержанием в соответствие с рабочим содержанием 30.04.1998
           
(табл.2)   разделы форма и содержание работ структура раздела и инструменты сроки выполнения
практикант: студ. 120-й группы Л.Екимова
стажер М.Пугачева
(Руководитель В.В.Сааков)

План-карта исследовательских работ
1 Рабочие понятия и определения (Введение) педагогическая интуиция,
гипотеза, инструменты,
модель и моделирование в педагогическом исследовании,
антропологическое (антропотехническое) моделирование
летняя педагогическая практика
1997-98 уч.г.г.
2 Описание опыта опытная площадка,
опытный материал
феноменальное описание,
проблематика
курсовой проект
1998-99 уч.г.г.
3 Проблема и техника ориентации хроника опыта, место в образовательной программе контекст идей и понятий,
контекст ситуации
 
4 Способность ориентации и педагогическая задача социокультурного ориентирования в соответствие с рабочим содержанием в соответствие с рабочим содержанием  
           
вверх вверх вверх вверх
  планирование практических работ  
3.1. Здесь планируются работы, обеспечивающие исследование эмпирическим материалом и практическим опытом, экспериментальными устройствами и макетами. В план практических работ входят:
организация практической площадки для прикладного аспекта исследования ("внедренческих" задач)
модификация сложившихся (неотчуждаемых) способов работ
облематизация педагогических мифологем
осуществление научно-обоснованной педагогической акции.
3.2. Таким образом, план-график ИПП определяется смыслом и логикой происходящего на конкретной практической площадке, включая задачи ее организации, а также поддержания в виде, сообразном для исследовательской работы. Данная сообразность определяется персональными участниками работ - их исследовательскими ориентациями, ценностными установками, стилем работ.., так или иначе влияющими на исходную производственно-административную форму практики. Ниже приведены формы конкретных исполнителей.  
(табл.3)   разделы этап обучения форма и содержание работ структура раздела и инструменты сроки выполнения
практикант: студ. 140-й группы М.Пугачева
(рук.В.В.Сааков)

План-график индивидуальной педагогической практики
1 Летняя педагогическая практика       06.07- ___
1998 уч.г.
2          
3          
4          
             
(табл.4)   разделы этап обучения форма и содержание работ структура раздела и инструменты сроки выполнения
практикант: студ. 120-й группы Л.Екимова
стажер: М.Пугачева
(рук.В.В.Сааков)
План-график индивидуальной педагогической практики
1 Летняя педагогическая практика 1-й курс
1997-98 уч.г.
    06.07- ___
1998 уч.г.
2          
3          
4          
             

(1) - Сааков В. "Идеи среды в архитектуре. Утраты и поиски знания" // Вопросы методологии, 1994, #1-2.
- Сааков В. "
Анализ непрерывности и процессуальности среды" (теоретическое обеспечение исследования средообразования). Автореф.канд.культурологии. - М.: 1999.
 
 
 
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 1998
вверх вверх вверх вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 02 апрель 2005

последнее обновление
23 март 2014
21 март 2014
18 ноябрь 2011
PRISS-laboratory/ Виталий СААКОВ/ Педагогическое программирование/ 1